Формат:
98

2008.02.09-16 Махачкала

Долго ли время движется, быстро ли река течёт, а нам нужно было съездить по рабочим делам в Махачкалу.
Сажусь в ночной поезд до Белгорода, где в прохладном утреннем тумане меня встречает наш оранжевый джип, лёгкий завтрак в гостинице – и вот мы по дороге на Волгоград.

Дорожное полотно достаточно приличное, разметка, постепенное исчезновение деревьев на обочине и мы незаметно к вечеру, преодолев более 800 км, приезжаем в Волгоград. Разнарядка на ночёвку – гостиница «Девичья Башня»…ищем, спрашиваем дорогу у местных – они разделяются на две группы и показывают в противоположные стороны. Улыбаясь и пару раз развернувшись в городе, находим гостиницу…
Если сказать что в гостинице 5 номеров и 6 саун – это ничего не сказать…со всеми вытекающими звуками всю ночь…на каждый наш вопрос персонал исправно отвечал: «Я не знаю, я первый день здесь работаю!». Мы научились предугадывать ответы официантов и отвечали вместо них. Забавно…
Утренний Волгоград…Город, который растянулся вдоль реки Волги на 70 км, а в ширину представляет собой 2 км всего 2 параллельные улицы, мы проезжали около часа…сначала, из-за отсутствие указателей, совершенно было невозможно определить направление поездки, а потом пришлось полчаса перекатываться через равномерно выложенные трупики «лежачих полицейских»…Дорога…

Добро пожаловать в Калмыкию!

Что из себя представляет республика Калмыкия? Вы спрашиваете? Я не смогу вам ответить. Я сам не понял. Представьте себе чистый лист бумаги коричневого цвета, на котором по линейке начерчены разные линии, потолще и потоньше. Вот это и есть Калмыкия, сфотографированная с высоты птичьего полёта. Представьте себе оранжевую точку, движущуюся практически равномерно по этим линиям со скоростью 110-120 км/ч. В Калмыкии есть одна федеральная трасса, которая связывает Элисту и Астрахань…так вот, такое ощущение, что все гаишники Калмыкии работают на данной трассе – засады через каждые 5 км. Хорошо, что встречные водители имеют привычку предупреждать о засадах, которые смышлёные работники местного ГИБДД устраивают и прячут свои машины в тайника «за остановкой» или «в ложбинке, заросшей ковылём». Ещё – характерная черта для Калмыкии – муляжи гаишных машин; встречаются как обычные русские «шестёрки», так и отслужившие свой срок «форды скорпио» и «бмв непонятно какого года выпуска». Ехали и размышляли – интересно, а съедобная калмыцкая кухня, тем самым повышая слюноотделение и все тщательнее вглядывались в придорожные кафе. Стоп. Под населённым пунктом Красноармейск принято решение ПЕРЕКУСИТЬ. Дегустация местных блюд, специально МЕСТНЫХ, чтобы понять Калмыкию, прошла на ура. Пока мы кушали, между прочим – вкусно, берги (типа пельменей, с открытым верхом) и пили джумбе (традиционный чай, солёный бульон вперемешку с овечьим молоком) в прикуску с борцгами (лепёшками) за соседним столиком кафе наблюдали замечательную и примечательную картину. 2 очень местных жителя (коренных калмыка) кушали плов, и пили водку. И находясь в изрядном подпитии, надевая пиджак (пиджак и спортивные штаны, заправленные в резиновые сапоги – непременные атрибуты аборигенов), один сказал другому: «Гу, это, ты меня подвезёшь? А то я это…ну ты…да». На что второй такой же уверенной бессвязной речью отвечает: «Я тебя угощал, я с тобой выпивал, я тебя и отвезу!». Качаясь и обнимаясь два друга вышли из кафе…сели в «шестёрку», которая, немного прокатившись, завелась и с буксами рванула на федеральную трассу Волгоград-Махачкала…опа-опа…а где «гаишники»? Своих обычно не трогают, видимо таким правилом руководствуются все местные представители власти… Мы покушали, помыли руки в мойдодыре…Кстати, с водой в Калмыкии реальная засада – вся вода привозная и делится на 2 вида: «техническая» для непищевых нужд, и «питьевая» для приготовления еды (кстати, дорогая). Обратили внимание, что на всех заправках Калмыкии присутствуют в продаже энергетики BURN – дистрибьюция напитка работает очень хорошо.
Совершая очередной поворот в сторону Махачкалы, на перекрёстке к нам выскочил «гаишник» и махнул нам палкой. Я был за рулём – окно было открыто, я начал притормаживать. «Гаишник» радостно спросил «Экспедиция?» (а мы ехали на оранжевом промо-автомобиле – который весь в наклейках «Экспедиция»), на что мы радостно прокричали «Да, Экспедиция», и он вежливо дал знак – что «езжайте дальше»… забавно, такое впечатление, что оранжевые джипы гоняют на этом перекрёстке каждый день по нескольку раз и водят дружбу с начальником ГАИ. На выезде из Калмыкии нас тормознули, спросили «А не хотите ли вы оформить какой-нибудь протокольчик?», мы поулыбались, сказали «Что не имеем времени, а вот на обратном пути – пожалуйста». После чего получили сногсшибательный вопрос «А где подарочки?» (на машине есть наклейка – «созвездие подарков»), долго придумывали ответ, отмазались и поехали…

Дагестан
Река отделяет Калмыкию от Дагестана. Пейзаж не изменился. Степь, с редкими вкраплениями деревьев вдоль дороги.
Калмыкия как-то очень быстро закончилась и начались бесконечные сооружения, то ли ДПС, то ли КПП, толи блок-посты. В общем, усиленные пункты милиции. На каждом у нас спрашивали кто мы и откуда, заставили снять тонировку с передних стёкол с мотивацией «если не снимите здесь, то там будет ещё хуже»(хотя 99% местных ездят с затонированным лобовым стеклом, естественно ничего им за это не бывает). Если в мире есть нефтяная страна, то это не Ирак или Иран, это не Кувейт и не ОАЭ, это – Дагестан. Идиллия с 95 бензином за 10 рублей литр (в Москве в это время бензин стоил 22 рубля) и дизелем за 8,50 рубля за литр (в Москве 20 рублей)… Разношёрстные заправки с чудесными названиями типа «Шеллф», «Техносила», «БР» и т.п. распластались вдоль трассы и менялись через каждые 500 метров…Представляете, дорогу в 200 км – с заправками плотностью 2 заправки на 1 км… Мы долго выбирали заправку «по дороже», остановились и заправились на «зелёненькой!» с максимальной ценой в 14,50 рублей за литр. Пока Саша возился с заправочным пистолетом я, оплатив, спросил у заправщика «Почему так все дёшево»…в ответ услышал очень вразумительно и яркоохаракетиризованно «Из Чечни, там нефть ворованную в кастрюлях по домам варят, вы заправляете»…видимо, дизель за 8,5 рубля варят в простых алюминиевых кастрюлях, а за 14,5 рубля уже в эмалированных или хромированных, т.к. машина при разгоне свыше 90 км/ч полностью теряла динамику…
После заливки полного бака оператор АЗС спросил меня: Вам на сколько чем выбивать?
Я, честно говоря, не понял вопроса и ответил – Согласно литражу…
— Ну я вам на 1000 могу выбить, могу на 1500 выбить…могу на две…
Получив честный чек мы двинулись дальше. Спешу заметить, что было очень темно. Южные ночи, скажу я вам, очень тёмные. И местные автолюбителю отказываются выключать дальний свет по просьбе «морганием дальним», выключают только после включения люстре на джипе…но при сближении в 10-5 метров быстренько его включают, не могут дождаться пока машины разъедутся. Это по началу раздражала, но потом мы привыкли и так же спокойно ехали с «дальним».
Нас встретили на въезде в город, хорошо! Расположившись в одном из частных отелей возле моря, мы чудно поужинали и легли спать, т.к. путь был достаточно сложный и долгий.
Утренняя Махачкала, снующие машины, люди, дети, собаки…центральный рынок со всеми атрибутами «настоящего рынка»…выполнив основную задачу командировки, мы приняли решение съездить в Дербент и посмотреть старинную крепость!
От Махачкалы до Дербента около 60 км. Доехали очень быстро, любуясь, слева Каспийским морем, а справа Кавказским предгорьем…солнышко светило, и казалось, что сейчас совсем не январь, а где-то май…
Дербент
Историческая справка.
Дербент — древнейший город Российской Федерации. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тыс. до н.э., т.е. пять тысяч лет назад. Первое упоминание «Каспийских ворот» — наиболее древнего названия Дербента — относится к IV в. до н.э., его приводит известный древнегреческий автор Гекатей Милетский (IV в. до н.э.). Город расположен на западном берегу Каспийского моря, недалеко от устья реки Самур, там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полоску равнины, замыкая ее, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важном и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию. Важное значение этого прохода было причиной захватнических устремлений скифов, сарматов, алланов, гуннов, хазар и др. Он пережил бурные исторические события, штурмы и разрешения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути и Дербент выступал «перекрестком цивилизации», связывавшим Восток и Запад, Север и Юг. Приемниками Рима и Парфии в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и сасанидский Иран. В V-VI вв. иранские «цари царей» развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от новой войны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар. Монументальным свидетелем этой эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры, стоящим в одном ряду с такими шедеврами мировой фортификации, как Великая Китайская стена, Римский Лимес на Рейне, спустя 1500 лет Дербенский оборонительный комплекс, поражает своей грандиозностью, величием и мощью. Дербентские оборонительные сооружения включали цитадель, две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя порт.

Крепость Нарын-Кала
В двух словах – крепость, возвышающаяся над городом – очень сильное зрелище. По рассказам экскурсовода — крепость Нарын-Кала никогда не брали штурмом, брали только измором, т.е. вскрывали водопровод и травили воду(кстати, водопроводом из каменных плит, возраст которому более 1000 лет полгорода пользуется до сих пор). Нас поразила «греческая баня», которых в мире насчитывается всего 10 штук, 3 из которых в Иране. Греческая баня – подземное сооружение, в виде креста, опутанное керамическими полыми трубами. По центру бани, под пол ставилась свеча диаметром 15 см…внимание…температура в бане за 4 часа поднималась до 110 градусов по Цельсию. Иранские учёные разобрали 3 бани (которые находились в ханских дворцах), составили подробные чертежи конструкции, собрали их обратно – не работают. Секрет греческих бань не разгадан до сих пор. Так же очень впечатлила яма для преступников. Глубиной около 15 метров, имеющая форму кувшина с сужающимся горлышком, яма не давала никаких шансов преступнику выбраться, сверху закрывалась каменной плитой с отверстием диаметром около 12-14 сантиметров и общей массой около 300-400 кг. После помещения разбойника в яму, крышка закрывалась, с некоторой периодичностью в отверстие подавалась еда, после того как бандит умирал, в яму, прямо на останки от прежних разбойников, сажали следующего хулигана…жёстко, но справедливо для самых кровавых убийц… Так вот, студенты МГУ осуществляли раскопки данной ямы в 1970-80х годах, в яме до дна был срыт 9ти метровый слой останков…ужас.

Историческая справка.
Фортификации Дербента сложены из крупных блоков местного ракушечника. Два ряда каменных плит образуют наружную облицовку стены, пространство между которыми заполнено забутовкой на известковом растворе. Наружные облицовочные блоки очень хорошо подогнаны друг к другу и сложены без раствора. Это придает им не только нарядность и монументальность, но и воздействует на психику созерцателя своей незыблемостью и неприступностью. Для прочного соединения облицовочных блоков с телом стены в кладке чередуются плиты, уложенные ложком (широкой стеной наружу) и тычком (наружу узкой стороной — торцом), внутренняя плоскость которых оставлена необработанной, в то время как наружная поверхность хорошо отесана. Размер блоков достаточно стандартен и в среднем составляет до 1 метра в длину, 0,7-0,8 м в ширину и 0,25-0,3 м толщиной и никак не соответствует несколько преувеличенным сообщениям некоторых арабских авторов.
Так, по сообщению Якуби, «…построена она (т.е. стена) из четырехугольных тесанных камней. Один из этих камней не поднимут 50 человек. Эти камни поставлены один на другой и пришиты друг к другу железными болтами». О креплении камней стен с помощью свинца, железных скоб и железных болтов сообщают и другие арабские авторы, среди которых и такие авторитетные, как аль-Истахри, Масуди, аль-Гарнати, Ибн аль-Факих, Абдул-Аббас Тузский и другие. Вероятно, здесь речь идет о распространенном в те времена строительстве фортификаций без вяжущих растворов, о которых подробно сообщает ас-Саби. В камне делалось два углубления, в которые вставлялись металлические стержни и заливались свинцом. Такой каменный блок устанавливался на другой, в котором выдолбленные углубления также заливали расплавленным свинцом. Скрепленные таким образом каменные блоки представляли собой прочную конструкцию. Толщина стен фортификаций колеблется от 2,3 до 3,8 м, хотя отдельные авторы сообщают о значительной толщине городских стен. У Якуби, например, читаем: «…Ширина стены… такова, что по ней проедет 20 всадников (в ряд), не теснясь». Адам Олеарий, рассказывая о дербентских стенах, писал, что «…на них можно было ездить на телеге». Некоторые арабские авторы сообщают о стенах шириной в 300 локтей. Однако эту цифру следует, по мнению академика В.В. Бартольда, скорее отнести к промежутку между двумя городскими стенами, чем к их ширине.
Сохранившаяся высота стен достигает 10-12 метров, а местами — 15-18 метров. Фортификации много раз перестраивались и реставрировались. Специалисты различают до десяти резко отличающихся типов их кладки, относящихся к различным периодам и связанных с различными строительными школами. Сохранившаяся древнейшая кладка представляет собой огромные нестандартные притесанные друг к другу на месте блоки. Кладка поздних периодов отличается более строгой геометричностью блоков, стандартностью высоты рядов, горизонтальностью швов, размерами и обработкой блоков. Появляются архитектурные детали, резные вставки и т. д. В более поздней кладке замечаются и многочисленные попытки имитировать древнейшую кладку.

При раскопках на территории крепости было найдено очень много ценных предметов быта и искусства, представляющих историческую ценность, на которые мы полюбовались в музее. Сейчас, в связи со сложной обстановкой в регионе, раскопки приостановлены и научная деятельность не ведётся. При въезде в Дербент есть примечательный КПП, милиционеры на котором пригласили нас на чай, ссылаясь на необычную дербентскую воду. Заехали и остановились на обратном пути. Действительно вкусный чай и действительно вкусная вода…сотрудники КПП уже 7 лет работают практически без выходных в усиленном режиме (12 часовая смена, бронежилет и «калаш» на плече)…мы хотели после Дербента забраться в одно из горных поселений, но нас быстро отговорили…мы убедились, что правильно сделали и не поехали в горы, когда по дороге обратно в Махачкалу проехали мимо двух военных машин с вооруженными солдатами в зимних масхалатах в полном вооружении…

Самый вкусный шашлык – в Махачкале. Всем рекомендую. К сожалению, адрес затерялся, но это здание шашлычной находится где-то возле ДГУ и прямо напротив административного здания города.
Старт обратной дороги был дан вечером, после вкусного ужина, с собой были прибраны несколько пирогов, бутылок с водой и подарочным коньяком и вина…
Не буду перечислять сколько раз в ночи нам приходилось включать на джипе «люстру», в отношении встречных машин с «вежливой» просьбой переключиться с «дальнего» на «ближний»…но мы выехали из Дагестана, пересекли стелу «КАЛМЫКИЯ» и двигались по совершенно прямой и пустой ночной дороге в сторону Волгограда… Включенная люстра, «дальний свет» из фар и больших «блинов», ехали как днём…23:00…впереди замелькали мигающие огни «аварией»… я сбавил ход, погасил мощное освещение и на скорости около 80 Км/ч стал проезжать мимо огоньков на обочине… БАЦ!!!
Сильный удар в правое переднее колесо, машина немного теряет управление, торможу, останавливаемся на обочине…после первичного осмотра в ночи – разрыв покрышки…достаём запаску, домкратимся, снимаем колесо, а там…верхняя шаровая сломана…с собой только нижние…что делать…что делать…решаем отпустить ситуацию до утра…ужинаем припасёнными пирогами, спим под мерно работающий дизель, слушая пение калмыцкого ветра, нещадно бьющего нашу машину и даже пытающегося оторвать экспедиционный багажник… во время нашего бодрствования в яму попадает ещё несколько машин с разрывом покрышек… все ставят запаску и уезжают…
7:00. Калмыцкое утро, 20 минут пешком в сторону от дороги по траверсе…всё равно нет ни кочки, ни кустика, ни ложбинки…утренний туалет… Хорошо, что с собой есть вода и зубные паста и щётка – кайф. Осмотр ямы: яма сразу за выпуклостью на асфальте, ну никак её не увидеть с дороги во время движения, обидно…Почему не выдержала шаровая у джипа – это странно, если легковушки разрывом покрышки отделываются?

Начинаем думать и решать вопросы, что бы оптимально выйти из данной ситуации! Транспортировать на фале машину невозможно…эвакуатор? Где взять в голой калмыцкой степи эвакуатор? Попытки остановить проезжающий автотранспорт с предложением передать «первому встречному посту ДПС» о случившейся аварии и необходимости эвакуатора до ближайшего сервиса увенчались успехом и где-то с 4х водителей машин, движущихся в оба направления, получены обещания о передачи о сложившейся ситуации патрулю…даже из одной машины были получены несколько сигарет для Саши, у которого собственные запасы начали подходить к концу… Звонки в Москву, разговоры с официальными дилерами Мицубиси в Волгограде и Астрахане ничего не дали, запчастей нет, ждать на заказ и по предоплате от 2х до 4х недель…подобная ситуация нас совершенно не устраивала… начали искать запчасть в близлежайших городах. Очень хорошо, что сотрудники рабочего офиса в Москве активно нам в этих поисках помогали и, о Боже, верхняя шаровая опора для MMC L200 есть в наличии в одном из магазинов запчастей Волгограда! Как прекрасно иметь партнёров, и просто хороших людей в друзьях по всей России! В Волгограде как раз были именно такие люди. Обратились к ним с просьбой купить данную запчасть и переслать в Элисту. Они откликнулись положительно. А время идёт, деньги на телефоне катастрофически исчезают… Эвакуатор в Астрахани найден с помощью интернета в Москве, но загибает нереальную цену, договариваемся на реальную, он выезжает, звонит через 2 часа, говорит что сломался, звонит его друг снова предлагает нереальную цену (понимают, что у нас выхода нет), оказывается – что у них одна машина и никто не ломался, ломаются они, отказываемся…круг начинается по новой. На улицу выйти нереально, через 2 минуты на сильном ветру с песком становишься калмыком – глаза сужаются до узких щёлок; дизель тарахтит, в машине тепло, без надобности на улицу не ходим… За все время мимо пролетело 8 милицейских машин в полной раскарске, никто не остановился… Около 13:00 останавливается патрульная «восьмёрка» и один из ДПСников с яркой калмыцкой ухмылкой задаёт вопрос «Вы в эту яму попали что ли? Так про неё все здесь знают, объезжают!» и посмеялся, мы промолчали… На предложение составить бумагу дорожникам о ремонте участка дороги в этом месте получен вразумительный ответ, что «это не дело гаишников – бумаги дорожникам писать»… да… гаишники за «символические 500 рублей» помогают найти калмыцкий эвакуатор, которого мы ждём ещё 4 часа… 17:00 подъезжает «бычок», тарахтит, скрипит, ржавеет, но вроде едет… Грузим джип на эвакуатор, начинаем движение в сторону Элисты…греет мысль, что запчасти куплены и едут попутным автобусом из Волгограда в Элисту) ожидаемое время прибытия 23:00)…ну уж за 6 часов до Элисты-то должны добраться. Сомнения о времени прибытия в Элисту начинаются через 20 минут поездки на эвакуаторе, он глохнет, перегревается, у него кипит антифриз, в общем – настоящее приключение… Водитель оказался очень радушным и приветливым, русским, рассказывал про жизнь и быт калмыцкого народа, как 20 лет назад приходилось на трассе стоять час пропуская табун сайгаков мигрирующих по степи… Эвакуаторщик звонит в знакомый сервис и договаривается о ночном ремонте нашего джипа, вот СПАСИБО! 4 часа (вместо двух) ходу и мы столице калмыцкого края – Элисте. Странный город, вычурность и помпезность главных административных сооружений на фоне частного сектора в центре города… Ставим машину в сервис, ловим такси, несколько попыток найти подходящую резину для автомобиля в ночной Элисте не увенчались успехом, попутно быстро осматриваем достопримечательности, крутим колесо удачи, загадываем желание и приезжаем на автовокзал встречать автобус. Сидим, ждём. Подкатывают скромнонаглые калмыцкие милиционеры, выясняют цель нашего пребывания на вокзале в столь поздний час, проверяют документы, связываются по рации с «центром», получают подтверждение «пробили этих, все нормально»…понимаем, что в пустом здании автовокзала милиционерам очень скучно, они наматывают круги вокруг нас с расспросами, а что мы тут и как… старший лейтенант, самый скромнонаглый по-должности, рассказывает удивительную историю. «Пару-тройку лет назад, наш один сотрудник работал на трассе. У одних ребят, которые спешили на сервис, сломалась «девятка», так ушлый калмыцкий ДПСник предложил им свою тачку «на ходу», они «поменялись» и уехали на личной машине ДПСника…а ДПСник потом отремонтировал «девятку» и был счастлив…и что у него сейчас в гараже стоит «нулячая семёрка», садись, заводи и уезжай…» Мы улыбнулись, понимая, что лейтенант предлагает нам натуральный обмен L200 на «семёрку», вежливо сказали, что не до такой степени спешим и у нас есть время подождать…О времена, о нравы…
Прибытие рейсового автобуса задержалось на 1,5 часа, но мы получили заветный синий пакет с шаровыми!!!
Работа в сервисе показала, что разрыв опоры произошёл из-за того, что в ней имелась крупная раковина, ровно по которой и произошёл разлом…вот что значит установка неоригинальной запчасти…итого, сутки от дороги в минус… после всех необходимых процедур по установке новой шаровой мы двинулись прямиком в Москву…

Разве всё упомнить!!!
В Москву мы въехали аккурат под час пик с пробками; добрались и слава Богу!