Формат:
1020

2011.04.16-04.29 Казахстан. Полуостров Мангышлак

В Интернете очень много информации. Эту прописную истину никто не будет оспаривать, да и объяснять ее никому уже и не нужно.
В один хмурый зимний день выуживаю бесценнейшею информацию о намечающейся поездке в Казахстан. Переговоры-переговоры, личная встреча с KlimovsTravel, поиск попутчиков и вот оно, до поездки остается месяц!

Что мы знаем про Казахстан? Алма-Ата, Астана, Актау, Байконур, Каспийское море, степи, юрты… и?
В этой экспедиции мы хотели познакомиться с географическими объектами области Мангистау, которая находится на полуострове Мангышлак. Летом ехать в Казахстан не только не нужно, но и противопоказано из-за царящей там температуры выше 40 градусов. Мы же хотели попасть на цветение степи и комфортную погоду +20-25 градусов. Наивные…
День 1. 16.04.2011
Москва. Унылый апрель, Серый, скучный, грязный. Довольно быстрые сборы, ранний подъем и в путь.
На МКАДе встречаемся с двумя экипажами (Климовы на Форде Ренджере и Вологодские на Л200Тритон), четвертый, Екатеринбургский(Л200Тритон), должен присоединиться к нам уже на границе с Казахстаном. Я же штурманом с камерой в Мицубиси Паджеро, названного позже в Казахстане «Легендой Дакара».
За день по самарскому направлению делаем порядка 900 км, не нарушая скоростного режима, заезжаем в какой-то, заранее известный Климовым, отельчик в Ульяновске. Размещаемся. Кушаем. Все получают атрибутику. Спим.
День 2. 17.04.2011
Снова утренний выезд. Задариваемся в Самаре на Московском проспекте в супермаркете. Докупаем недостающую снарягу. С Юрой на двоих заточили огромный кусок пирога, который только что спекли в пекарне при супермаркете. Сытые выдвигаемся ближе к границе, благо дело, до которой остается чуть менее 160 км.
На границе , перед КПП «Маштаково» встречаемся с Вовандрием, который срезал через поля. Решаем брать границу сегодня, а не подставлять крылья своих палаток ночному дождю, который идет не прекращаясь второй день. Берем. В легкой и непринужденной форме проходим все формальности, которые занимают у пограничников двух сторон около тридцати минут (это очень быстрое пограничное время для въезда в Казахстан) и мы уже здесь! В другой стране!
В городе Уральске, покружив немного, выбираем гостиницу, в которой держится очень характерная атмосфера и запах. Дядя Юра заявляет – что это бывший РОВД. Персонал гостиницы подтверждает предположения Дяди Юры, который идет понуро в свой номер, автоматически заведя руки за спину.
Немного походив по местным улицам, находим кафе с местной кухней. Нормально? Да, вкусно. Общий чек на 9 человек составил, в пересчете на рубли, около 1800 рублей. Чаевые в 200 рублей ввели весь персонал кафе в ступор…нас провожали стоя.
Эх, жалею, что охранник платной парковки на заднем дворе гостиницы не разрешил снять/сфотографировать у себя в будке…даже за деньги…это, на самом деле дорогого стоит. Будете в тех краях – загляните!

День 3. 18.04.2011.
Чтобы официально находиться на территории Республики Казахстана гражданам РФ нужно в обязательном порядке регистрироваться в местных органах власти. Очень колоритный казах (настоящий такой, огромный и очень хитроватый) помогает нам в этом непростом деле относительно быстро. Хотя, вокруг «места регистрации» мы и проходили в ожидании около часа.
Все, прочь из города!
Преодолев около 500 км, встаем на крутом берегу реки Урал, в ложбинке, укрывшись от ветра и посторонних глаз. Бегаю снимаю вокруг, закат шикарен!
Ночью, несколько раз мимо нас проносятся местные на гремящих машинах. Нас не видно.

День 4. 19.04.2011.
Поскрипывая рессорами и раздувая казахстанский воздух ноздрями авто, мчим вперед, к первой цели – Аккегершен.
Где-то через 200 км сворачиваем с основной трассы и выруливаем на достаточно приемлемый грейдер и со скоростью 20-60 км/ч двигаемся еще пару часов. И вот он — Аккегершен, линия белесых зубцов начинает расти на горизонте. И буквально, за последние полчаса дороги, зубцы вырастают из под земли, представляя собой – белесые останцы песчаных-известковых пород. Причудливые формы позволяют с легкостью фантазировать, представляя в останцах закопанных слонов с хоботами вверх и сказочных персонажей будь-то Хоббитании или какой-нибудь другой волшебной сказки.

Очень мягкая и вязкая известняковая почва, с которой уже несколько тысячелетий борется погода, позволяет довольно быстро по ней передвигаться, не боясь случайных осыпей. Излазили все зубцы, все причудливые закоулки. Фоткаемся, видео снимаем тоже!!! Дядя Юра с лопаткой и топором откапывает себе для интерьера причудливые коряжки, закрученные бесконечными ветрами древесные корни.

Немного поспорили о месте будущего лагеря . Но это не помешало нам вкусно поесть и послушать легкую музыку из Паджеро Дяди Юры.
Ветер, вездесущий холодный и неприветливый ветер треплет мою палатку вторую казахстанскую ночь.

День 5. 20.04.2011.
Утро преподнесло сюрприз. Все без исключения, даже девочки из Вологодского экипажа, восхищались «Легендой Дакара» и не понимали, как такой красивый джип с красивым номером не заводится утром. Все дело было в ночной музыкальной «разрядке» коллектива. Завели. Провожая взглядом белесые останцы я думал, что обязательно буду снимать здесь несколько эпизодов приключенческого фильма!
Наша промежуточная цель на сегодня – город Бейнеу, после которого, по информации от Климовых – мы скажем «прощай» асфальту.
Леша не обманул.
Асфальт пропал, да так скоро, что мы просто не знали, что делать с машиной первые 20 минут движения по грейдеру. Ни скорость не могли подобрать, ни траекторию движения, по бесконечно переплетающейся паутине накатанных колеек… ну и очень заставляли быть внимательным и собранным перпендикулярные дороге канавы, хоть и наезженные канавы, но некоторые глубиной в полколеса, так что в них можно было въезжать на скорости не более 5 км/ч. В общем, от водителя и штурмана требовалась постоянная концентрация внимание. Разговорчики в строну.
Справляемся. Такие клубы песчаной пыли никто из нас никогда не поднимал и не видел! Средняя скорость 60 км/ч у нашей группы, идущей параллельными курсами из-за невозможности ехать друг в клубах пыли. Местные едут 40. Водители грузовиков, бедняжки, пытаются хоть как-то держать 10-15 км/ч. Едут нескончаемым потоком весь день и всю ночь, чтобы преодолеть этот жуткий участок.
Понимаем, что сегодня нам не добраться до асфальта. Делаем радиалку в левую сторону и ставим лагерь. Только свет газовых лам привлекает бесконечных мотыльков, жаренный вкус которых все участники экспедиции запомнили навсегда! Мимо всю ночь вправо и влево бегут огоньки фар грузовиков. Ни одной фотографии. Видео есть.
День 6. 21.04.2011
Если мы знали вчера, что грейдер закончится через 30 км, то принципиально сделали их вчера! Обязательно домучались бы до асфальта!
Делаем передышку на перевале, снимаю спускающуюся с плато дорогу и нашу экспедицию, стремящуюся вперед…не встречу стаду коров.
Очередная заправка, кстати, топливо чуть ли не в 2 раза дешевле российского. Сегодня наша цель – Юрта Великана – Шеркала.

Ни у кого не возникнет сомнения о настоящести юрты. Представляю древних людей, которые веками жили под присмотром своего Великана. Который по ночам обходил свои владения, а утром прятался обратно. Кстати, Великий шелковый путь проходил мимо этой скалы и, говорят, где-то на скале есть остатки древней крепости, предназначение которой – то ли собирать дань с караванов, то ли охранять.

По азимуту пересекаем подсохший солончак и выкатываемся к конкрециям.
Вы были когда-нибудь прогуливались в гигантском инкубаторе? Ну хоть представляете себе – что это такое? А теперь представьте – вы в инкубаторе и вы жук. Вокруг вас каменные яйца всевозможных размеров и форм, и эллипсоиды и шары, и плоские бляхи. Джипы выглядят как игрушки на фоне этой забавы Природы. Высказали предположение, что как-то древний вулкан извергался и капли падали в море, застывали в воде и погружались в ил. В такой форме и сохранились до наших дней!
Тут выясняется, что с нами едет настоящий индеец! Точнее вамп! Юля Вологодская видит из машины все – от мелких ящериц до черепах! Вот они настоящие внедоржники этой местности, спрятанные в бурые панцири, уверенно перебирающие своими когтистыми лапами по своим черепашьим делам.

Вылупившиеся птенчики – 4 джипа – выехали из долины конкреций и попали к очередным меловым горам. Недолгий поиск места под ночевку привел нас в естественное укрытие вот ветра, созданное самой природой. Но этому мы радовались только первые 10 минут установки лагеря, далее дунул такой ветрище, что я как сосисочка болтался всю ночь по палатке, хотя палатка и была растянута за диски автомобилей.

В середине ночи произошел презабавный случай, про который я не могу не написать.

Сквозь звуки ветра, шороха полога палатки, я вдруг услышал слабый голос Вовандрия «Ребята, кто-нибудь на помощь. Ребята, на помощь». Я сел в палатке прямо в спальнике. Прошла еще минута, голос повторился. Уже возле моей палатки. Я включил налобник и спросил: «Вова, что случилось?». Ответ не заставил себя долго ждать. «Я вышел слить конденсат, а машина захлопнулась»…И теперь, самое главное, звучит следом «Я в трусах»…А на улице ветрище и температура не более 4 градусов по Цельсию!
Мобилизусь, собираю все заспанные силы, выскакиваю из палатки и вижу, о Царство Небесное, молодого человека не худой наружности в трусах и с фонариком, дрожащего так, что если бы его в этот момент поместить в великанский шейкер (великана из Шеркалы), то коктейль был бы взбит ровно за 10 секунд. Тело Вовандрия совершало такие движения, которым позавидовали бы не то что артисты балета Аллы Духовой, а сама Бритни Спирс. Представьте мою реакцию – Ночь, Ветер, Холод, Пульсирующие голове тело Вовандрия с уже заикающейся речью и я напротив. Конечно, как оператор, я сначала было дернулся за камерой, но понял, что минута промедления в спасении человека может стоит его здоровья на ближайшие несколько дней, вытащил вместо камеры баул со шмотками и приодел Человека. Из соседней палатки появился Дядя Юра. Недолгий консилиум «на троих» привел к разбиванию форточки задней двери и последующем ее скотчеванием. Человек спасен, минус 1 стекло, спим. (как же жалко, что этих кадров у меня нет!!!)


Ну и заметка про сон в данном месте далее по времени. Представьте себе холодную ночь, чтобы лучше казалось – зажмурьтесь. Теперь представьте что вы в трусах лежите в спальнике, вам холодно. Вы в палатке на белом плато. Ночью приходит снежный человек и начинает дергать вашу палатку по очереди за все веревки, мотать ее туда сюда. Когда ему надоедает дергать за веревки, то он немного успокаивается, писает на палатку полчасика, и все начинается по новой. И так всю ночь. Через пару повторов привыкаешь и засыпаешь!
Ага, экспедиция…
День 7. 22.04.2011
Завтракаем. Ночевавшие в машинах разминают затекшие тела. Мы же, после снежночеловеческого ночного массажа, довольные, употребляем каши с сухофруктами.
Дубак и ветер.

Сегодня мы хотим увидеть — Шакпак-Ата.
Сказано – сделано. После преодоления череды спусков, подъемов и др.различных рельефов – добираемся до подземной мечети.

Спускаемся в нее через верхний вход. Спускаясь, очень испугали местную женщину, которая там то ли спала, то ли молилась. Оказавшись внутри – помещение мне напомнило пещеры из экспедиции Пещерные города Крыма 2008. Устройство тоже – выдолбленные в песчанике гроты. Пол и стены были занавешены коврами. Видимо, в мечете за коврами на стенах есть ниши и в них прятались люди, т.к. посередине были оставлены две пары мужских ботинок. Проверять свои догадки мы не стали. Около нижнего входа было замечено гнездо с яйцами какой-то птицы! Снял на видео, очень приятная картина. Внутри мечеть изрисована письменами, рисунками и какими-то символами. Любимый символ в Казахстане – раскрытая ладонь, она встречалась нам на всех достопримечательностях, и даже на местных деньгах – тенге.

Плутали-плутали, сверялись с треками других экспедиций, и наконец-то выбрались к некрополю Кенты-Баба. А рядом некрополь Султан-Эпе. Оба некрополя очень ухожены и путь к ним устелен коврами. Видно, что место имеет для местных большое религиозное значение. Неподалеку есть металлический вагон-гостиница для паломников.

Сегодня еще успеваем посетить Жигылган. Мчим туда. Встречаем по пути несколько больших могильников падшего скота. Хотя, трупов коров, лошадей и овец в разной степени разложения полно валяется по степи. Некоторые трупы очень красочно раздирают стервятники, удалось сделать несколько кадров этого жуткого зрелища. Стервятники просто огромные птицы. Выглядят, конечно, неприятно.
Жигылган – представляет собой огромную котловину, провал. В один момент карстовая пещера, находящая под долиной, обвалилась, утянув вниз килотонны земли. То ли море вымыло грунт, то ли какие другие подземные движения были причиной этого обрушения, но картина очень величественная. Поражает размер «бедствия».

Длинный затяжной спуск по сложному рельефу, большим камням с острыми кромками, напрягает всех. Я убегаю вперед с камерой, дабы снять интересное видео. Все справляются со спуском, но в самом конце дорога подкидывает сюрприз – делает резкий поворот на 90 градусов влево (к морю) и 30-40 градусов вниз. Пауза. Дядя Юра явно не готов двигаться вниз, когда не видно куда едешь. Краткие наставления и дядя Юра совершает свой умопомрачительный спуск на «Легенде Дакара». Рядом нахожу растерзанную тушку змеи, будет в кино.
Ветер у моря быстренько загоняет нас опять в машины и мы мчим искать место для лагеря.
Многократное уважение к Вологодскому экипажу, мужчинам за навигацию и помощь, девчонкам – за вкусноту.
Нашли, вблизи родника Тамшалы. Прячемся в песчано-глинистую ложбинку. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ – НЕ ДУЕТ! Да и дождик, обидевшись на нас, что мы его совсем не боимся, прекратил капать! Это был единственный день, когда я расчехлил гитару. Макароны с тушенкой, горячий чай с пряниками, песни… эх, есть у меня ответ зачем люди прутся за тысячи километров в безлюдье и природу…
День 8. 23.04.2011.
Утренние сборы отточены, спальник-палатка-завтрак, все собираются довольно резво! Кто-то на небе, устроив нам ночную передышку от воды, снова открыл свой волшебный кран. Едем смотреть родник. Возле родника довольна большая группа местных жителей собирают юрту, таскают продукты, готовят кострище и т.п. Возможно, они готовились к какому-нибудь празднику, возможно к свадьбе. На нас они совершенно не обратили никакого внимания.
Довольно сильный дождь не выпускает меня из машины! Глинистая размокшая дорога добавляет экстрима в наше не совсем медленное движение.
Подъехали к морю. Ветер с водяной взвесью не позволяет расчехлить оборудование. Море ледяное. Умылись!
На дневном перекусе всем коллективом принимается решение, предложенное Климовыми – ночевать сегодня в гостинице в городе Актау.
Путь не близкий, но нам туда все равно ехать.
Дорога. Камни, сухая прошлогодняя трава, немного зеленых пятен просыпающегося бурьяна, мелкое зверье, ветер, дождь, птицы – вот спутники в дороге по Казахстану.
Актау, скажу я вам, очень приличный город. Довольно современный и чистый. Конечно, старые и новые районы разнятся, но где не так. Порадовали коттеджи, расположившиеся на береговой линии и машины припаркованные за красивыми кованными заборами…все в порядке в Актау. Гостиницы в городе есть. После просмотра нескольких – выбираем ту – где есть ресторан. Недолгое блаженство в душе, в тепле и мы собираемся в ресторане. Не помню что мы кушали, но помню было очень вкусно. Точно был плов и лепешки! Да, осетрина есть в меню, но, как можно догадаться, на деле ее нет. Администратор пояснил, что всю осетрину выбили люди с противоположного берега. Спать!
День 9. 24.04.2011
Актау – единственный большой город в нашей экспедиции. В нем мы и решаем закупить сувенирку. Кто-то покупает магниты и всякие безделушки, мне же нужно раздобыть местной музыки для фильмов, покупаю 8 дисков, два более-менее. Интернет мне в помощь! В одной сувенирной лавке выяснилось, что я владею домрой. Удивлен сам. Привез домой очень красивые войлочные тапки ручной работы.
На дороге встречаем местный серый Тритон. К нам бежит с распростертыми объятьями. Взахлеб рассказывает нам о радоновых источниках около города и любезно провожает нас до самых ворот источника. Спасибо!
Между источниками и сувенирами была совершена вылазка в порт Актау. Думали сократить дорогу домой, но паром из Актау идет только в Баку. Паром в Астрахань отменен из-за большого портового сбора отгадайте в каком городе.
Радоновые источники. Горячейшая вода в большой пиале, вкопанной в землю. По середине – труба с водой. По краям люди с красными лицами. Отогрелись за все предыдущие дни.
Дальше вектор нашего перемещения был направлен на впадину Карагие. Глубина впадины – минус 132 метра от поверхности моря. Это самая глубокая сухая впадина. Природа данного явления мне не ясна. Атмосферной разницы на дне впадины никто не заметил. Интересный пейзаж.
Весна!
Далее посетили мавзолей Шопан-Ата. Ухоженный и чистый, с большим гостевым домом, вертолетной площадкой. Видимо, место и вправду не простое.
Вечером подрулили к соляному озеру. Но никто в сумерках не рискнул по подсохшей соляной грязи перебраться на другой берег. Так на берегу и поставили лагерь.
День 10. 25.04.2011.
Очередные отрепетированные быстрые утренние сборы с завтраком(!) и вот мы в пути.
Перед нами – Бозжира. Огромный каньон, изображенный на местных деньгах, с величественными останцами в самом каньоне. Это надо видеть. Очень величественное зрелище. Знаю, ни видео ни фото не передадут этого ощущения. Если вы читаете этот отчет – обязательно побывайте там. Скажете спасибо, что порекомендовал.

Следующим репером маршрута был горный мавзолей Беккет-Ата. Три вертолетных площадки, идеальный асфальт, большое количество хозяйственных построек… безумное количество ступеней, ведущих вниз, разной длины и высоты превращают спуск в суровое испытание. Когда у каждого из нас стало сбиваться дыхание (на спуске вниз), в голову пришли мысли «Блин, а как же обратно?!». Около 40 минут занимает спуск к мавзолею, который, конечно же, был заперт. Отметились.
Обратной дорогой вверх отдыхали и дышали много чаще.
Уфф.

Перекусываем с горячим чаем на горелке прямо на пустой парковке. На один объект, запланированный к посещению, к сожалению. не попадаем из-за небольшого оставшегося времени.
Домой?
Домой!
Как же спасает волшебник GPS. Решаем срезать через степи чудовищный отрезок душевынимающего-пыльювсезаполняющего грейдера. Колейка присутствует.
Лифтованные машины с большими колесами спокойно чувствуют себя в подобном испытании… Водитель «Легенды Дакара» даже разговаривать перестал на 6 часов, т.к. машину нужно было держать на «склоне колеи», а не ровно по середине, иначе очень сильно «чесали брюшко».
Тишина в эфире. Рулежка. До асфальта остается около 100 км и мы, срезав от грейдера за этот день по степи около 200 км, встаем на ночевку.
День 11. 26.04.2011.
Дорога, дорога, пыль, тряска, руль, панель приборов покрыта пылью, как древний казахский манускрипт. Выйдя на асфальт прибавили в темпе. И замечаем по обочинам некоторое количество припаркованных авто и людей в степи… Они собирают тюльпаны! Тюльпаны! Хоть и немного, но цветущие тюльпаны мы застали. Пофоткались. Немного видео и дальше. В планах добраться до Уральска. Дядя Юра отказывался ночевать в первой гостинице – пошли в другую.
Как всегда – при работающем сотовом телефоне у всех появляются всякие недоделанные дела в стороне, называемой «Дом». Вечером принимаем решение разделиться, чтобы утром выехать пораньше. Два остающихся экипажа собираются докупить казан и местные напитки.
День 12 и 13. 27 и 28.04.2011.
Утром мчим до границы. Тратим последние тенге на заправке. За рубли заправлять отказывают (а топливо-то в 2 раза дешевле!!!).
На границе нас долго расспрашивают про поездку. Предлагают ускорить процесс таможенного оформления, «быстро и без проблем». Принципиально не соглашаемся платить. «В бардачке» «находят» гильзу, кажется от газового пистолета. Мстят? Предупреждают? На Юру оформляют протокол изъятия. 2 часа. Собственно, ничем это не грозит, но читающим в назидание – будьте внимательны, когда вашу машину «осматривают». Смотрите за всеми действиями досмотрщиков. Чтобы из карманов они ничего не доставали и не «находили» у вас.
Пока возятся с делами по гильзе меня расспрашивают об аппаратуре и экспедиции, все начальники по очереди. Вроде добрые, хорошие…
Русские спрашивают документы и пропускают домой.
Через некоторое время расстаемся в Вологодскими, они решают забирать гораздо севернее.
Нам в Москву. Переночевали в каком-то придорожном отеле. Приличное место со свеженьким ремонтом по 800 рублей на человека с нормальной едой. На следующий день к полднику мы были в Москве.
Дядя Юра, отведав супа, приняв московский душ, продолжил свой путь по делам, дальше на Север.
Выводы из этой экспедиции:
* Не жалейте времени и сил, отправляясь в подобное путешествие. Есть фотик – снимайте, есть камера – снимайте. Каждая минута материала – ценна. Это понимаешь только дома. Устали в пути, собирайтесь с силами и снимайте. Капризы в сторону.
* Ну и по общению в не очень знакомом коллективе – надо быть поспокойнее – у вас же одна цель. Способы достижения в голове у каждого могут немного разниться. Если это не выяснено ДО начала экспедиции, то ищите компромисс ВО ВРЕМЯ.

Я благодарю всех участников экспедиции за доброту и отзывчивость!
KlimovsTravel за прекрасный маршрут и организацию
Вологодский экипаж: Славу и Юру, их прекрасных спутниц Иру и Юлю, за безупречную подготовку к экспедиции и шикарную навигационную составляющую, девочек за чудесную компанию и вкусняшки. (кстати, с ребятами я познакомился в экспедиции «Кольский полуостров 2009»
Вову из Екатеринбура, за шутки-прибаутки
Дядю Юру из Северодвинска, предоставившего мне штурманское кресло в выдержавшей сложный маршрут «Легенде Дакара».

Спасибо!
Смотреть демо-ролик по этой экспедиции!