Формат:
1474

2018.04 Реконессанс ралли ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 2018 [авто]

Согласитесь, очень странно на самой огромной части Света не иметь собственной автомобильной гонки?!
Тем более, есть История, есть Сакральный смысл и Память предков.
Давным-давно, груженые караваны медленно двигались из Азии на Запад. Пряности, заморские чудеса и, конечно же, шелка медленно, с преодолением неимоверных трудностей и рисков с Востока доставлялись на Запад. Купцы рисковали своими жизнями и состояниями, нанимали охранников, водителей и погонщиков караванов, охотников и поваров для обеспечения беспрерывности хода. По пути следования каравана вырастали сначала поседения, а потом города, которые становились важными торговыми и опорными пунктами.
Шелковый путь – исторический путь из Китая в Европу существовал на протяжении веков и являлся одной из важных транспортных артерий наших предков. До сих пор, на всем протяжении пути стоят менгиры и сохранились древние захоронения.
Сейчас же, этот путь дублирует ралли-марафон «Шелковый путь», который проходит на территории сопредельных с Россией государств с 2009 года.
В этом году старт ралли будет дан в Китае, в провинции Сиань, где пройдет пять этапов гонки и потом все участники будут переброшены в Россию, где состоится еще пять этапов. К сожалению, в 2018 году организаторы гонки не смогли получить одобрения от правительств Казахстана и Монголии на проведение ралли на их территории.

Мне посчастливилось поучаствовать в реконессансе гонки. Это разведка и прокладка маршрута будущего соревнования. Когда международная команда профессионалов занимается разведкой новых трасс, снимает координаты, заполняет роад-буки для соревнований по категориям и позволяет таким как я наблюдать за увлекательным процессом со стороны. Исторически в гонке выступают автомобили и грузовики. В 2018 году не будет мотоциклистов, но этот класс будет введен в ралли в 2019 году.
Несколько дней мы провели в Китае и передвигались на дизельных пикапах Тойота Хайлакс, кстати, с российскими номерами. Команда технического обеспечения ралли не зря выбирала эти надежные машины, т.к. мне на «своей шкуре» удалось испытать нечеловеческие условия передвижения по дюнам и сложному рельефу пустыни Алашань (является частью пустыни Гоби). Здесь расположена самая большая дюна в мире – более 400м в высоту. В этой части пустыни дюны имеют максимальную высоту 200-300 метров и даже на прокладке маршрута нас сильно потрясло и укачало. С моим опытом передвижения по дюнам Сахары, Намиба и Атакамы…если честно, то дюны Алашаня заставили меня просить несколько остановить автомобиль… Порой, были такие ощущения, что переваливаясь через дюну, и бахаясь носом вниз, автомобиль должен сложится пополам. Ан нет, ничего не отваливалось, не брякало и не звенело, и пикапы технической команды все бахались и бахались носом вниз, взрывая горы желтого песка и пыли в серое небо…
Откровенно, передвижение по пустыне похоже на жуткую морскую качку, отличается лишь тем – что земля статична, а двигается лишь автомобиль. Бесконечное движение вверх-вниз, мягкий песок, рев моторов и сухие «брызги» песка. Тяжело и одновременно очень красиво и завораживающе.

Именно эти пикапы Тойота Хайлакс уже в третий раз «тусуются» в организационном отделе ралли «Шелковый путь», выдерживая на себе все удары судьбы (читай — тяжести движения по пустыне). Профессионалы в который раз положились на надежность автомобилей Тойота Хайлакс и не прогадали! Ни одной поломки! 50ти летняя история создания Тойотой пикапа отрабатывала здесь за всю Тойоту и даже «за того парня».
Пикапы оборудованы усиленной подвеской, переобуты в МТ-резину, оснащены спортивными сидениями-ковшами с трехточечными ремнями безопасности, органайзером в кунге, а так же имеют специальные трехметровые пластиковые мачты, на конце которых одеты красные флажки, что бы не потерять друг друга из виду в этих бесконечных песчаных волнах. Рации, увеличенный топливный бак и встроенный воздушный компрессор.

Конечно, машины оборудованы и специальным раллийным оборудованием.
Трип-компьютер, который отвечает за точное изменение пройденного расстояния. Обычно, в современном гоночном автомобиле установлено несколько трип-компьютеров, которые подключены к различным датчикам для выявления самого точного пробега между точками. А ведь совсем недавно, еще до эпохи GPS, трип компьютеры «питались» через сложную систему тросиков.
К трип-компьютеру идет один или два дополнительных экрана, установленных в удобных местах для штурмана и водителя (который, как ни странно, тоже желает быть в курсе происхобдящего), а так же штурманская педаль для обнуления данных, так как в руках штурмана обычно находится роад-бук.
Так же есть хитрый прибор, который называется «указатель курса», который очень выручает штурмана, и помогает более точно позиционировать и ориентировать автомобиль во время движения «от точки до точки».
В дополнении к приборам GPS-навигации, компаса и часам современные раллийные автомобили имеют схожую с самолетной систему оповещения об опасном сближении. Штурманы оказавшихся рядом автомобилей (в песчаной пыли, в снежной буре) общаются друг с другом серией специальных неприятных звуковых сигналов в наушник.
В последнее время широко распространены он-лайн GPS-трекеры, которые в режиме реального времени позволяют организатором мониторить траектории и действия всех участников гонки. Данные приборы позволяют сообщать организатором «нажатием одной кнопки» о предоставлении срочной медицинской помощи (SOS) или сообщают в штаб гонки, о замене колеса или поломке и ожидании технической поддержки. Спутниковым телефоном никого в современном мире не удивишь и он данность не только ралли, но и обычных автомобильных путешествий и экспедиций, которыми я с таким увлечением занимаюсь.
С первого взгляда, разобраться в хитросплетении штурманской панели невозможно, но человек учится всему. Вспомнилась известная байка про штурмана.
Пилот штурману:
— Штурман, прибор?
— 80.
— Что 80?
— А что прибор?

В общем, нелегкую работу на гонке выполняет не только водитель, но и штурман. Не будем об этом забывать!

После пустыни мы посетили несколько китайских монастырей в горах (уже с налетом Тибета) и цветные китайские горы. (об этом я напишу позже)
Самое приятное, что в коротких и сложных поездках встретить близких по духу людей. В этой поездке все сложилось и мы всю дорогу подшучивали друг над другом, и это позволяло нам легко и весело преодолевать все трудности, которые встречались на пути.
Увидите человека с тигриной головой на видео ритмично и профессионально отбивающего такт в китайский огромный гонг – это я!
А сколько необычных блюд мы перепробовали, сколько лапши и зелени мы поглотили…
Огромное спасибо Тойота Россия и организаторам ралли-марафона «Шелковый путь» за такую чудесную возможность – побывать внутри события – на реконессансе ралли. Я об этом и мечтать не мог! Спасибо!
Еще одна маленькая моя мечта – побывать внутри раллийного мероприятия – свершилась.

Начинаю мечтать следующую – побывать на самой гонке «Шелковый путь», и уж потом мечтать о «Дакаре» и «Африка Эко рейс».
Самой главной моей проблемой на данный момент является отсутствие нормальной фото-видео техники, которую у меня дернули в Вальпараизо и, конечно же, квадрокоптера…
Но я не сдаюсь!
С особым интересом буду наблюдать за гонкой «Шелковый путь», т.к. немного вкусил этой внутренней кухни!
апрель 2017, Сергей Лысенко

P.S. Интересное наблюдение. Все дюны в пустыне имеют строгую направленность. И, например, если по пустыне спокойно можно ехать с Севера на Юго-Восток, то при движении в обратном направлении водитель гоночного автомобиля сталкивается с огромной проблемой – дюны не берутся! Этот момент, конечно же, учтен при прокладке новой трассы этого года.