В декабре 2024 года от моих белорусских знакомых поступило предложение о дружественном визите в Беларусь русской мини-делегации.

Я кинул клич в интернете и…никто не откликнулся.
Были собраны только общие знакомые, которые помчались в Беларусь из Омска и Красноярска.
Кстати, они все были связаны с фермерством и аграрным образованием.
Я с женой — просто любопытные путешественники.
В отчете опущу рабочую сторону поездки, просто расскажу что и как было, что видели и какие впечатления получены от JETOUR X90plus

Летом 2024 с семьей сгоняли на море на JETOUR X70plus, где облазили весь Таманский полуостров и, вообще, понравилось.
Просил Т2, но мне ответили, что по данной модели очень долгое планирование и бешенный спрос.
Беру X90plus.
Первое впечатление — похож на SUBARU OUTBACK (не Q7) — внешне и по габаритам.
Почему-то не сделал фото внутри авто 🙂 наверное, внутри машины было не до фоток, то ли от долгих и умных разговоров, то ли просто комфортно 🙂
Честно, комфортно было.

Особо не собирались — не экспедиция. Сумка с одеждой и всё. Компрессор из Смарта и трос, на всякий случай.
Маршрут на 3000км. Небольшой крюк на 8 дней.
Движемся в рамках разрешенной скорости. Трафик, кстати, минимальный. При открытых границах (в Польшу) здесь было гораздо плотнее.
Первой точкой стал Смоленск.
Первые характеристики JETOUR X90PLUS:
— расход 8.0 литров. Стиль — «пенсионер-улитка, не разгоняется и не тормозит». Но, адекватно, никому не мешаю и никого не раздражаю на дороге.
— избыточная мощность автомобиля для моего стиля езды. Под капотом 2 литра и 244лс. Как-то я взял 4х литровый Прадо 150 на тест…схожие ощущения, когда есть лошади, которых я не использую.
В машине четыре человека, 4 сумки.
— Сильно разочарование — музыка хуже чем в X70plus…штатные колонки Sony вообще не звучат.
Точно бизнес-джет? Точно флагманская модель? Точно, СОНИ? Или просто шильдики?

СМОЛЕНСК. Очень тихий городок.
Провели пару часов в прогулке. Вокруг кремля, по паре улиц, храм.
Не успели отведать ляпунов, приедем еще.

Бюджету города нужны средства для наведения лоска. Но, видно, что работа по благоустройству идет. Что важно, у города есть свой узнаваемый стиль. Понравилось, что город стоит на холмах, от этого очень любопытная картинка и ощущения от вождения и прогулок. Город идеален для проведения творческих фестивалей.

Добрались не быстро, но я не устал, все удобно для водителя.
Огромный багажник
Пассажиры заднего ряда вольготничают.

Отгуляв по Смоленску несколько часов, отправляемся в сторону границы.
СИНЯЯ КАРТА — теперь так называется грин-карта на Беларусь.
Кажется, сейчас уже можно при оформлении страховки россиянами, сразу оформить полис ОСАГО на 2 страны. Очень удобно, кто ездит постоянно.
Цена на машину в киоске перед границей — около 1200 рублей на 2 недели.
У меня была доверенность на вывоз автомобиля в Беларусь. Но нас никто ни разу не остановил и не спросил.
Уже в темноте, около 22:00 мы добрались на границы Россия-Беларусь.
Раньше, при движении в сторону Европы даже сотрудники не стояли — просто проезжаешь. А сейчас мы были четвертым авто в очереди, у нас визуально проверили паспорта и мы заехали в Беларусь (Белоруссия —
это название республики СССР, так же и Кыргызстан)!
Ужинали и ночевали в центральном отеле в Орше.
Что сразу бросается в глаза в Беларуси — все гораздо скромнее и сдержаннее. Даже, сказывается по людям.

После плотного завтрака отправляемся на Оршанский льняной комбинат.
Сразу скажу — всем девочкам обязательно, всем мальчикам — желательно.
Я с интересом узнал, как делаются льняные ткани.

На производстве стоит такой шум…все эти дробилки, чесалки, крутилки и тянучки…
Н Е В Е Р О Я Т Н О
А сначала лен нужно посеять, обработать, убрать, сохранить и только потом отправить на производство!
После посещения подобных производств, глядя на цены (в данном случае на льняную готовую ткань), я произношу: ЭТО НЕ ДОРОГО!
Такую же фразу я произнес после знакомства с производством шин IKON TYRES (прочитать про экскурсию на завод) и нефетдобычей Лукойл (посмотреть мой фильм)

Впечатленные отправились на родник рядом с родиной президента Беларуси — Александра Лукашенко, которое сейчас старательно пиарят и возят бесконечные экскурсии, показывая парту за которой сидел президент и деревню в которой он вырос.
Напоминает культ Ленина в СССР (Шушенской и все такое).
В школу я не пошел, а вот Трофимова Крыница в Александрии мне понравилась.
Место чем-то напоминает наш Ключ Гремячий, оформление похожее.
Купель, беседки. Все чинно и чисто. Было немноголюдно.

Подъезд был по мокрой грунтовке. Большая переднеприводная машина прошла этот участок достаточно уверенно.
Кстати, водитель + 3 пассажира — никто никому не мешал, ни во что не упирался и тд.
Путешествовать в большой машине — только плюсы.
В багажнике было пустое место, которое мы попозже заполним белорусскими товарами 🙂

Следующим пунктом нашего трипа был Полоцк. Пока мчали, видели в подлеске двух лосей.
Местные сказали, что в целях безопасности стараются избегать ночных поездок на автомобилях. Лосей очень много.
В Полоцке посмотрели небольшой Музей белорусского книгопечатания.

Замечу, что многие экскурсоводы, именно экскурсоводы, топили за «древних белорусов» «в средние века древнебелорусский язык»…на мои вопросы, что Беларусь, как топоним, появилась только в СССР, они сначала смущались, 10 минут не произносили этих фраз, а потом снова скатывались на отрепетированные рельсы.
Мне кажется, честно было бы говорить «на территории, где сейчас расположена Беларусь».
Но это яркий пример, как делается любая история и учебники.
Наглядный пример.
Мне от этого не хорошо и не плохо, просто наблюдение.
Когда много читаешь, понимаешь, что не все привычные «принятые» версии произошедшего даже в недавнем прошлом не так однозначны.
Нам попался молодой экскурсовод, парень находился на своем месте. Прилежный ученик 11 класса находился явно на своем месте и наслаждался своей работой.
Смутил факт, что первый «напечатавший книги в Беларуси» Франциско Скорина скончался в должности садовника у какого-то графа. Тоже странное событие. Либо опять не договаривают.
Кстати, в конце марта мы вернулись из Беларуси. Из каждого города Орша, Полоцк, Глубокое, Минск, я отправил открытки, общее число — 62. На данный момент (09.05.2025) люди получили только штук 6…где остальные?!

Обратили внимание, что очень много типовых соборов в Беларуси.
Этот понравился тем, что в нем есть настоящий орган.
Подгадывайте свой визит под еженедельный концерт органной музыки. Мы, увы, не попали.
Вся информация гуглится. Специально не загружаю отчет.
А копировать данные из Википедии такое себе — никто не читает.

Местный гид сообщил, что река за последние 50 лет уменьшилась в объемах в три раза.
Печальный факт — все реки преследуют эту тенденцию.

Посетили университет и даже отобедали в студенческой столовой классической студенческой едой.
Вспомнил свои 1998-2002…когда был студентом МГТУ «МАМИ»…
Из интересного, в универе есть «механическая говорящая голова», конечно, не историческая, а новая резиновая.
Но, можно позадавать смешные и умные вопросы. Отвечает. Любопытно.

Если основные дороги Беларуси на твердую 5-, то второстепенные уже на 3+
Откровенных ям нет, но покрытие бывает таким, словно его повредил асфальтный крот…
Еще, очень понравились НАИЧИСТЕЙШИЕ ОБОЧИНЫ и любые отворотки где бы мы не останавливались!
Ни «валентинок», ни бутылок, ни даже окурков!
Белорусы любят свою землю.
Хотелось бы мне, что у нас было точно так же.

Еще одним местом, где я стал настоящим, и даже всплакнул, стал Клоунариум клоуна Николя, который был довольно продолжительное время гастролирующей звездой цирка «Дю Солей».
Представление длилось минут 40, но потом мы 4 часа не могли с расстаться с хозяином места и его прекрасной женой.
Всем рекомендую побывать в гостях у Николя. Все его контакты легко найдете в интернете.
Не проезжайте мимо. Привозите Настоящему Человеку что-то в помощь.
Посидев на диване, на котором спал Никулин, потрогав кепку Олега Попова, мы умчались в ночь в Глубокое.
Фары JETOUR X90plus светят точно так же, как и и младшего собрата X70plus.
Если не придираться, то на 4+, немного не хватает плотности света.
А если сравнивать с Мицу Л200 2013 года выпуска, то фары Джетура светят на 5+++++++++++.

Все знают белорусскую сгущенку РОГАЧЕВ, но у нас почему-то не представлена замечательная сгуха от Глубокооского комбината!
Нам удалось попасть не только на дегустацию, но и на полноценную экскурсию по комбинату.
К сожалению, не разрешили фотографировать.
Сгущенка была вкуснейшей, экскурсия супер.
От приемки молока, до производства банок и даже производства сухого молока, огромный объем которого уходит в Китай.
Кстати, в беседах со всеми производственниками где мы были, сделали вывод — текучка кадров это не про эту страну. Люди очень похожи на людей их СССР и стабильно трудятся на одном рабочем месте 20-30-40 лет.

Три больших ящика сгущенки разных вкусов отправились в багажник Джетура.
Мне особо нельзя сгущенку, но раздарить — самый лучший сувенир, что и я сделал по возвращению домой.
Самая интересная «сгущенка с вишней» и «вишня в шоколаде».
Можно баловаться «кокосовой» и «арахисовой». Но даже классическая — просто очень вкусно (и калорийно!)


В Глубоком остановились на несколько дней в усадьбе Якимович.
Познакомились с владельцем — Дмитрием. Увлеченный и приятный человек.
При усадьбе симпатичный сад.
Факт — в один из вечера в кафе главного здания усадьбы мы увидели, что все столики заняты. Оказалось, что тут 2 раза в месяц проходят КВИЗы…мы даже не услышали, как все эти люди разъехались после посиделок. Тихая Беларусь — тихие белорусы.

За время путешествия по стране мы не встретили ни одного автомобиля JETOUR


Пока новый все автомобили хороши.
Пишу на тесте каждого китайского авто — требуется ресурсный тест. На 150-200.000км.
В Глубоком были приглашены к местному фермеру.
Некоторое время назад Президент страны разрешил образоваться частным хозяйствам…а потом вдруг пожалел о своем решении и стал вводить государственную регулировку цен на отпуск продукции.
Тут фермеры и прикурили откровенно.
Цену формирует не рынок, а Государство.

Как съездить в Беларусь и не купить картошки?!
Купил мешок 25кг домой, сорт ГАЛА.
Опять, по приезду, больше половины мешка сразу раздарил и раздал.
Картошка оказалась очень вкусной. Осенью 2025 снова придется отправляться в «картофельную экспедицию».

Откровенных заброшек в стране нет, все поля обработаны, но иногда встречаются и упадочные пейзажи.
Все как везде.

Большая часть открыток была отправлена из Глубокого с красивыми марками. На нашей почте уже не купить красивых марок, только в Москве на центральном почтамте. Жаль. Главное, тушенку и зубную пасту купить на Почте РФ можно, а вот красивые марки — нет. Парадокс современности. Отправляю много открыток в посткроссинге, знаю о чем говорю.
Были в Хатыни. Попали в день памяти.
Очень много людей.
Однажды я тут был в 5 утра, проездом из Польши. Тогда еще не было так мощно окультурено.
Вот где мурашки ужаса.
Всем побывать, детей отвезти, подробно все рассказать и показать.



Совершенно ужасно, что я не сфотографировал ЕДУ!
Хотел показать вам драники, да все съедал и не думал о снимках.
Кроме драников тоже много вкусного.
Пару ящиков лидского пива я привез тоже. Все поместилось в багажник Джетура.

Если есть свободное время или вы с детьми, то обязательно загляните в развлекательную деревню Дудутки!
Это рядом с Минском. Мастеровая деревня, дегустации, традиционные сувениры.
Есть как провести время.

Тут прямо ремесло-ремесло. Мне хотелось увидеть что-то невероятно творческое. Но это не здесь.
Жена нашла удивительные кованные крючки для одежды. Дорого, но купили.
Красивая глиняная посуда дома не пережила кипятка. Продавец уверял — она для этого.
Какая же мальчуковая поездка — без заезда на БЕЛАЗ.
Был в Беларуси много раз, но вот в Жодино оказался впервые.

На экскурсию с частным визитом не попасть — только через агентство.
По заводу катают на электробусе.
Везде водят. Сначала музей, потом сборочные цеха и уже площадка с настоящими БЕЛАЗАМИ
Интересный факт — с конвейера выходит ОДИН БЕЛАЗ В ЧАС
Его испытывают на полигоне при заводе, разбирают, пакуют в вагоны и он уезжает на разработки.
Самый большой БЕЛАЗ в разобранном виде занимает 28 вагонов.
Стоимость БЕЛАЗА от 2 до 8 млн.долларов. Говорят, завод обеспечен на год вперед.
Китайцы открыли у себя уже 2 подобных завода.
БЕЛАЗ пока №1.

За 2300 рублей с человека можно 20 минут покататься на БЕЛАЗе.
Для управления этой махиной достаточно прав категории С и двухдневного курса уже по самосвалу.
В Беларуси везде работали наши карты МИР. Наличные меняли в официальных обменниках без проблем. Их много.
Что и как делают с молоком мы разобрались, а где его делают надо бы посмотреть.
Нас радушно принял директор колхоза (тоже около Минска). Колхоз занимается и выращиванием растений и животноводством.
Директор откровенно сокрушался, что Мир так изменился и Коровы уже расцениваются человеком как аппарат по производству молока и мяса.
Скотина движется по кругу
В свою колхозную юность к коровам была любовь и более трепетное отношение.
Средняя зарплата в государственном колхозе около 80.000 рублей (русских), хорошие работники могут заработать около 100.000, лодыри 60.000.
Молодежи практически нет, хотя им предоставляются и дома и машины…не идут.

Вишенкой на торте нашей поездки, естественно, стали Мирский и Несвижский замки.
В первом я был впервые, а вот в Несвижском раза три.
С интересом побродить. Рекомендую


Замки находятся практически рядом. Умещайте посещение двух замков в один день и не спешите.
Наблюдение. Доспехи. Кто-бы что не говорил, но доспехи ростом 1,4-1,5 метра…что тут, что на Мальте и в замках Австрии-Словакии…нам точно что-то не договаривают касательно этих доспехов.
Побывать в Минске и не позвонить Сергею Вязовичу, другу и директору команды МАЗСПОРТАВТО?!
Да не может такого быть!
Сергей Николаевич нашел время в своем плотном графике на встречу и мы много разговаривали про автоспорт и участие белорусов в российском чемпионате…УЧАСТВОВАТЬ МОГУТ, НО ОФИЦИАЛЬНО ПОБЕДИТЬ НЕТ, ИДУТ ВНЕ ЗАЧЕТА. Ну как так?!»?!

Команда МАЗСПОРТАВТО занимает небольшой ангар на 6 машиномест на территории завода. Своих производственных мощностей не имет, в отличии от синей команды. Пользуется исключительно мощностями завода.
Да, интересный факт — на гоночных МАЗах стоят коробки АКПП от рейсовых автобусов МАЗ. Вот так.
Жмем руку классному спортсмену! Обязательно, в сл.раз попадем в док команды!
Сергей Николаевич, спасибо за добрую встречу! Спортивных успехов!

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ. JETOUR X90plus
3000км за 8 дней на JETOUR X90PLUS в Беларусь и обратно
Средняя скорость 90-100км/ч
Расход по компу 8.0-8.6л
Большой багажник
Большой салон
Фиговая музыка
Панорамная крыша и люк
Коробка со сгущенкой
Мешок картошки
Пара шарфов с льняной фабрики
Пара десятков драников и рецепт, который мы привезли домой
Пара ящиков «Лидского» ввезено в Россию
Приветливые и тихие белорусы
Все поля обработаны
Коровы, овощи, растения
Замки
Ни одного зубра
В Беларусь нужно обязательно ехать, в любом формате. Обязательно
Спасибо JETOUR RUSSIA за предоставленный автомобиль. С улыбкой вернул в пресс-парк.
Большому кроссоверу явно не хватает полного привода.
Новые машины 2023 года сейчас продают за ₽3.5млн (да, в 2025ом!)
Путешествие состоялось за собственный счет.
Отчет не несет в себе какой-либо рекламной составляющей.
Личное мнение автора может не совпадать с мнением JETOUR RUSSIA.
Все наблюдения в поездке носят лишь субъективный характер и не могут быть расценены в качестве общей оценки.
Спасибо всем участником поездки — Кате, Наташе, Любе, Марине, Алексею и моей жене Ирине. Так же спасибо организатору Риме
Крутанем Планету!
Сергей Лысенко ЛС78
фотографии автора
Ищите меня — Мой таплинк
Мой телеграм-канал LS78