
Для избежаний кривотолков: ВСЯ ИСТОРИЯ ВЫМЫШЛЕНА И СОВПАДЕНИЯ С РЕАЛЬНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ СЛУЧАЙНЫ. СТАТЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОДОМ ВООБРАЖЕНИЯ АВТОРА И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАСЦЕНЕНА КАК ПРАВДА. Фотографии людей публикуются без их согласия и будут удалены по первому требованию.
Так случилось, что я много чего организую своего личного и участвую в качестве наемника в разных проектах, так или иначе связанных с автомобилями, приключениями и туризмом.
Хотелось бы поделиться ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ работы в организации проекта «Гонка Экспедиция-трофи 2025» (далее — ЭТ25)
В статье только субъективный взгляд на происходящее.
Мой опыт может не стыковаться с опытом остальных организаторов и участников гонки. (И не надо!)</i>
Я просто хочу зафиксировать свой опыт.

Никому не нужны ваши старые ордена и совершенные когда-то рабочие подвиги. Ценится только здесь и сейчас (с)
Начну из далекого 2005-2008 года, когда я был сотрудником отдела франчайзинга «Экспедиции» и успешно открыл 32 магазина в «своих» регионах. Если помните, были такие и островки и небольшие магазины под вывеской с вертолетом и тремя человечками. Так вот, в сторону Рязани и Нижнего — была моя область.
Работа в отделе франчайзинга торговой сети — то еще приключение. Бесконечные командировки, события, самолеты, поезда, автомобильные перемещения, встречи в лесу на тренингах персонала и владельцев… Плотность событий была такая…ну и сетка выросла в один момент до 300+ магазинов!
Этот опыт считаю одним из лучших и самых интересных (и живых). С людьми, которые открывали тогда магазины (а прошло уже более 20 лет!) я поддерживаю связь до сих пор! Мы поддерживаем связь и это говорит о многом.
Расстался я тогда с «Экспедицией» не очень хорошо. Но сильно не переживал, был юн и полон сил, знал что делать дальше.
Это было вместо прелюдии.
Конец октября 2024
— Сергей, привет, это «Экспедиция», хотим тебя позвать в офис. Есть разговор — раздается в трубке знакомый голос.
— Да, давайте.
Приезжаю в большой белый офис (офисом служила большая квартира на Чистопрудном бульваре).
— Сережа, ты в этой теме крутишься. Нам нужна твоя помощь.
Ок, договорились об оплате и моем участии на удаленке. Так как из Ногинска на Чистопрудный бульвар дорога — это 3 часа в одну сторону в лучшем случае. А тратить 6-7 часов на дорогу для работы в офисе я не могу себе позволить. Это очень непродуктивно. Сидя за рулем в пробке тоже ничего сделать невозможно. А электрички как-то не полюбил. Хотя, и на них по времени добираться ровно столько же.
Простые задачи: НАЙТИ ПАРТНЕРОВ НА ГОНКУ. СПОНСОРОВ С ДЕНЬГАМИ, ПАРТНЕРОВ С НУЖНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ВСЕ-ТАКОЕ В ЭТОМ КЛЮЧЕ И САМУ ГОНКУ ПРОВЕСТИ В КАЧЕСТВЕ ВЕДУЩЕГО.
Заниматься проектом собралась небольшая команда.
Я упомяну всех поименно один раз. Но далее буду описывать только свой личный опыт. Каждый участник этого списка имеет свою историю и взгляд на ситуацию.
Команда, которая сделала «Экспедицию-трофи 2025»:
Александр Кравцов — идеолог, владелец бренда «Экспедиция» и «Экспедиция-трофи 2025»
Елена Бирюкова — самый главный координатор всего и вся
Марк Подрабинек — съемки видеороликов/креатив
Ирина Пудова — связи с общественностью, медиа, блогеры
Александр Китаев — общение с органами власти
Лариса Селезнева — технический комиссар гонки
Вадим Усков — юрист гонки
Евгений Шаталов — главный комиссар гонки
Ирина Лысенко — дизайнер гонки
Сергей Лысенко ЛС78 — директор по коммуникациям (переименован в процессе в коммуникатора)
Были еще дополнительные сотрудники, которые были наняты на отдельные виды деятельности.
Их было несколько и упоминать их всех я не смогу. Водители технического транспорта, работники ресторана и административный персонал, спасибо всем вам!
Пожали друг другу руки, распредели обязанности и понеслось.
Все без исключения люди в Команде прекрасны и заняты своим делом. С кем-то сложился хороший контакт сразу, с кем то были рабочие терки, с кем-то разладилось в процессе, а с кем-то и продолжаю общаться до сих пор. А с кем-то никогда не стану теперь :))).
Одно наблюдение — все были очень круты и самостоятельны. Никому ничего не нужно было объяснять что и как делать. Все занимались проектом.
Ноябрь-декабрь 2024
Вы когда-нибудь делали проект, который стартует через 3 месяца?!
Такие глобальные проекты нужно готовить ГОД, ну 10 месяц, ну 8 с сильной натяжкой…но сделать за 3 месяца много и красиво крайне сложно. А у нас ТРИ месяца. Три! Да сколько можно тереть!
НО, что нас остановит?
Меня очень сильно смутило частое посещение офиса для рабочих встреч. Время и затраты сжирали 50% зарплаты. Да, я попросил ну очень смешные деньги за свою работу. Типа, я же из дома должен был работать. Но сейчас не об этом. Это мой выбор и я спокойно рассказываю об этом вслух. Даже пишу эту статью, что бы она стала небольшим кейсом для всех, кто хочет осуществить что-то мощное и масштабное. Вписываясь в какой-то ненормированный и творческий проект, оценивайте свои трудозатраты адекватно.
Скажу честно, продуктивность встреч всей Командой в офисе — неоспорима.
ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА И РАБОТА НАД НИМ
1. Добиться от государственных органов поддержки (даже информационной)
2. Сформировать маршрут гонки. Придумать креативные задания, испытания, сделать гонку уникальной и запоминающейся.
3. Купить/найти автомобили. Так как было заявлено, что машины предоставит организатор (новинка!)
4. Найти партнеров с продукцией и деньгами, что бы было полегче финансово и интересно участникам.
5. Согласовать и утвердить медиа-план, который напрямую влиял на пункты 3 и 4, а так же связан с пунктом 1
6. Найти гонщиков-авантюристов, готовых поменять свои 2 недели жизни на такое глобальное и непростое приключение
Самое главное — сделать это в такие сжатые сроки, что диву даешься, что мы это сделали.
Понятно, что я напрямую был ответственным за пункты 3 и 4. Очень ответственным.
Так же подписался под ведение всех мероприятий, связанных с гонкой и в самой гонке.
Сначала у гонки впервые за все время ее проведения появился дизайн. Сделала его моя жена — Ирина Лысенко.
Это было не первый раз, когда пришлось защищать свою позицию «НУЖЕН СВЕЖИЙ ДИЗАЙН», так как гонка последний раз проводилась в 2015 году и, по моему личному наблюдению, тогда на дизайн внимания не обращалось.
Но время бежит, вырубки в виде букв на крыльях авто уже очень мало кого возбудят.
Хотелось яркости.
Мы нашли решение, которое устроило всех и было утверждено.
Девиз гонки — ЗАЖИГАЕМ МАЯКИ НАДЕЖДЫ появился не сразу и видоизменился за первые два месяца подготовки.
Кстати, это как с именем ребенка. Ребенок должен с именем ПОЖИТЬ и тогда становится понятно, его это или нет.
Нашли, утвердили.
В кратчайшие сроки сделали классную презентацию и побежали с ней по своим и не очень контактом.
Нам нужна поддержка! Стали искать!
Добились встречи с МИНЭК (Министерство развития экономики) и Национальных туристических маршрутов, так же встречались с Туризм.РФ и другими профильными и околотематичными организациями.
Это дало плоды в виде рекомендательных писем в регионы.
Мурманск, Ленинградская область, Московская область, Казань, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск-Байкал, Хабаровский край, Владивосток.
Да, именно так выглядит нитка, по которой должны отправиться гонщики из Мурманска 23 февраля и финишировать во Владивостоке уже 8 марта, преодолев минимум 14.000км.
Так вот, в каждом регионе власти должны быть в курсе, что на их земле будет гонка. А это и местные ГИБДД, местные ФСБ в столь непростое время, местные СМИ, местные предприниматели и околотуристический бизнес.
Попробуйте оценить эту работу, когда вам не отвечают, устраивают пинг-понг между отделами и подразделениями, не исполняют инструкции поступающие сверху и тд.
Было всякое. НО, тот кто работает и старается, рано или поздно, с мозолями и потом достигает результата.
Проект «Экспедиция-трофи 2025» в той или иной степени стал известным за 2 месяца во всех регионах и на местах началось шевеление, которое тоже нужно было контролировать и направлять.
Сразу скажу СПАСИБО всем имевшим отношение к проекту «Экспедиция-трофи 2025». Каждый из вас, с кем происходило общение Команды — помогли сделать этот проект. Кто отказом, кто поддержкой. Например, мне лично так легко и приятно было общаться с госорганами Хабаровского края, что у меня складывалось ощущение, что они меня знают сотню лет и я из сын, а они мне добрые родственники.
У каждого участника команды был свой опыт. Наверняка, можно написать книгу из 20 глав «А как оно было на самом деле», если все расскажут свою историю. Круто же.
На чем был сконцентрирован я:
— поиск автомобилей. Зачем покупать 10 автомобилей, если присутствующие на рынке бренды могут так или иначе заинтересоваться проектом и проверить свою технику в этих непростых условиях.
— поиск шин. Зима, нужны были надежные зимние шины, желательно с шипами, что бы уверенно двигаться по заснеженным трассам.
— поиск ГСМ
— поиск навигации/систем контроля гонки
— поиск попутных товаров (троса, канистры, компрессоры, пускачи, питание, одежда и тд.)
— … (всего не упомнишь).
За 2 месяца было сделано огромное количество звонков (мой оператор Билайн откровенно прислал счет в ноябре на 68 страниц (при обычных 14-20) с перечнем всех номеров и продолжительностью вызовов), в таком режиме работают только биржевые брокеры (и я)
Знаете, что заметил. E-MAIL как способ коммуникации изживает свое.
Все перешли в вацап и телеграм.
Это и удобно, и быстрее. НО МЕНЕЕ ОТВЕТСТВЕННО!
Звонки и письма — одна часть работы, особенно по известным контактам.
Поиск новых, переговоры, презентации (а для крупных брендов нужно делать каждый раз новую презентацию с указанием из бренда и тд), и все это в сжатые сроки.
Короче, вместо обзвона в домашних тапочках я мотался на Смарте по Москве, платил по 380р за час паркинга и понимал, что московский паркинг зарабатывает больше чем я 🙂
Но, раз подписался сам под такие условия — бросить не мог, нужно было довести дело до результата.
ЧТО У МЕНЯ ЛИЧНО ПОЛУЧИЛОСЬ:
Официальный автомобильный партнер гонки — JAC MOTORS (выделил 6 пикапов Т9 и 4 кроссовера JS6)
Официальная шина гонки — IKON TYRES AUTOGRAPH ICE 9 (шипованные)
Компрессоры и пускачи — BERKUT
Канистры — АРТ-РАЙДЕР
Такелаж — Tplus
Лебедки переносные — SUPERWINCH
Специальный такелаж — T-max
Страхование участников — РЕСО
Найдена и утверждена компания-перевозчик ТАНДЕМ ТРАК, которая вернет автомобили JAC из Владивостока в Москву.
Про денежные отношения брендов к проекту этично умолчу, да и не имею права говорить об этом вслух.
К остальным логотипам, появившимся на фирменной жилетке, я имел где-то косвенное отношение, а где-то и вообще не имел. Да, был на НАШЕМ РАДИО на переговорах. С трепетом. Это радио я слушал довольно продолжительное время и русский рок плотно вошел в мои плей-листы и репертуар песен под гитару. Кстати, договорились. Холдинг НСН и входящие в него радиостанции поддержали проект. Так же обожаю ТВ «Точка отрыва» и знаком с Севой Кущинским, на этом канале крутится мой фильм «Мечты о скорости». ОНи тоже поддержали гонку и Сева поехал снимать свой фильм о проекте.
Был лично 2 раза на эфирах радио МОСКВА-ФМ и телеке, рассказывал подробно про гонку, расширял аудиторию.
Писал про гонку в своих соцсетях.
ВАЖНО:
— Мы не сделаем эту гонку без блогеров. Таков современный мир, — твердил я.
Попытки организовать знакомых тематичных блогеров натыкались на их ценники за участие в проекте.
На что в офисе я получал категорический отказ «Раньше блогеры умоляли с нами поехать. Мы платить не будем».
И, получив три глобальных отказа по этой теме, я перестал заниматься подбором блогеров в проект.
НО! Вода камень точит!
Блогеров, конечно, нашли (за деньги), но этим занимался уже не я и не могу никак это комментировать. Я был освобожден ответственности за этот пункт.
Кажется, обо всем написал. Но, честно скажу, писать-писать-писать про этот проект еще можно много и кропотливо. Разбирать каждый отказ, каждый недозвон, перезвон и накопленную усталость от работы нон-стоп.
А ПОТОМ НАСТАЛ НОВЫЙ ГОД. 2025 с нами
Как водится, сначала все не работают до 15 января, потом еще неделю.
И, по факту, по списку партнеров выше — был всего какой-то месяц от 20 января до 20 февраля, что бы все это получить, собрать и оформить. Задача жесткая.
У нас уже был сформированный маршрут гонки с точками и креативными заданиями.
У нас уже был категорический отказ МЧС Иркутской области — запрет выезда на лед участникам гонки, только по официальным ледовым трассам. Кстати, мы его так и не смогли преодолеть.
У нас уже были заявлены первые команды.
У нас были утвержденные блогеры.
И все, как казалось бы, складывалось лучшим образом.
Январь-февраль 2025
Очень долго решались правовые вопросы с передачей пресс-парковых машин в гонку — кто будет платить штрафы, как оформлять, как страховать.
Шины IKON очень долго не могли отправить.
За канистрами я поехал лично во Владимир.
Стропы — прислали сразу. Лебедки тоже выдали сразу.
Но и тут было много вопросов по документации.
Вопрос с оформлением формулы «автомобиль+блогер» и «автомобиль+журналист» решал человек, который получал за это деньги. Мне отказали три раза в блогерах, а другой сотрудник эту тему «додавил».
Я же нашел машины и уже занимался другими делами по гонке.
Дизайнер оформляет оклейку авто, все бейджи, флаги, футболки, жилетки, ролл-апы, баннеры и тд.
Гонка обретает визуальную составляющую.
За один последний я решил вопросы с размещением логотипов партнеров на фирменных жилетках, объездив все магазины ткани и даже умудрился сделать всю печать.
Телефон разрывается. Планировщик дел пытается сдаться.
Но все уверенно идут к реализации поставленных задач.
Энергия качает!
ПЕРВЫЕ ОТБОРЫ
Первых желающих отправиться в гонку собираем на крыше ресторана «Экспедиция»
Классные ребята, кто-то уже явился сформированной командой, а кто-то заявился одиночкой и искал себе место в экипаже.
Скажу сразу, если в предыдущие гонки (я имел отношение к двум первым) были прям Команды, то тренд этой гонки — одиночки жаждущие приключений.
Вот мы и пытались их соединить.
ВТОРЫЕ ОТБОРЫ
Вторые отборы были уже больше похожи на отборы. Уже не было откровенных посиделок и дегустации блюд ресторана. Нужно было выполнять задания, которые мы придумали.
В парке «Экспедиция» нужно было выполнить несколько заданий. Одно их которых было — переправиться на сапах (по льду) на другой берег пруда и передать послание своей команде, потом снять все 4 колеса с пикапов, докатить их до нужной точки, сделать там свою пирамиду из колес и зажечь на ее вершине свой маяк.
Все были грязные, усталые, но очень счастливые.
В этот день сформировалось еще несколько команд из одиночек.
Забегу вперед — собраться за 10 дней до гонки с незнакомыми людьми и отправиться с ними через всю страны — та еще авантюра. Терки были, свистело так…

Одной из новинок гонки 2025 года стали эстафетные этапы.
Команды могли заявиться на один из трех этапов и на все сразу.
1. Мурманск-Москва
2. Москва-Байкал
3. Байкал-Владивосток
На первый этап, он назывался Пролог, набралось больше всего команд.
Я решил в этой статье не называть названий команд и фамилий, что бы никому не сделать неприятно или некомфортно.
«Все что было в Лас-Вегасе — останется в Лас-Вегасе.»
Организаторов все должны знать. Все эти люди с большим опытом и амбициями.
Я здесь рассказываю только про себя.
22 февраля. МУРМАНСК
Мы прилетели утренним рейсом. Пару дней назад был технический старт из Москвы.
За двое суток все домчали до северного города за Полярным кругом.
В этот день была техническая комиссия гонки, оклейки автомобилей и большая вечерняя пресс-конференция и предстартовый фуршет.
Скажу сразу, мой контракт подразумевал и ведение всех мероприятий в рамках проекта, с чем я прекрасно справлялся.
Этот вечер не стал исключением.
Много шутили, было много вопросов. Ветераны вели себя просто, а новички заметно переживали.
За окнами стояли красивые JACи и другие автомобили участников.
Заметка на полях:
Когда JAC MOTORS подтвердил о своей поддержке проекта и выделения автомобилей мы словили волну хейта от блогеров «что на этом сра…м г…е никто не поедет, что дайте нам нормальные тачки».
Уже в Москве и далее мы получили только позитивные отклики от водителей и пассажиров китайских пикапов и кроссоверов. Только один нюанс всплыл в морозы уже за Байкалом — мерзли задние пассажиры в -25 за бортом.
Так бывает. Даже я сомневался. Но как гордился, когда вся техника JAC добралась до Владивостока.
Все были в фирменных жилетках — условие проекта — все участники на официальных мероприятиях всегда находятся в жилетках. Но, в проекте сразу появился один нарушитель, который за весь проект ни разу в жилетке не появился. Что это? Неуважение к правилам проекта в котором участвуешь? Бравада? Глупость?
Считаю подобное поведение откровенным хамством по отношению к работе, проделанной всей Командой организаторов.
Для организации я оперативно в Мурманске смог найти музыкальный коллектив, который своими каверами раскачал этот вечер.
Получил задание найти музыкальный коллектив на мероприятие на льду Байкала в формате гонки, штудировал инет, поднимал знакомых. Там планировалось сделать фестиваль «Тающее сердце».

Гудеж-балдеж после официальной части с вливаниями, кажется, длился бесконечно долго.
Но, завтра в 8 утра намечен старт от радиолокационного маяка.
Гонщики потихоньку успокаивались и отправлялись по номерам.
23 февраля. ДЕНЬ СТАРТА
Темное северное утро.
Погода зимы 2025 года преподнесет нам еще много сюрпризов.
Сначала в Мурманске была плюсовая температура на старте, потом отсутствие снега до Хабаровска. Потом морозы после Байкала…в общем, удивительная Мать-Природа поучаствовала тоже.

На маяке была обледенелая горка, которую не все взяли с первого раза, богослужение, официальный старт и раздача первого задания в конвертах. Все последующие задания отправлялись уже в электронном виде.
Технический комментарий:
Для взаимодействия с аудиторией и командами были созданы следующие телеграм-каналы:
— про саму экспедицию для всех
— чат организаторов
— чат штаба (все вопросы по проведению в момент гонки)
— чат команд
— чат капитанов
Все это нужно было администрировать и вести.
Задания представляли собой навигационные точки, имеющие разную ценность.
В каждом автомобиле было установлено профессиональное оборудование (АВТОГРАФ), которое снимала телеметрию, следило за положением команды на карте и, важно, их скоростным режимом.
При превышении скорости выше 115км/ч прибор начинал неприятно пикать и организаторы могли снять баллы за подобные нарушения (все отображалось в системе).
Не всегда все работало корректно из-за глушилок на трассе и прочих условиях, но приборы отработали на 5+ и гонка прошла практически без нарушений ПДД.
НО! А вы думали, что будет без НО?!
Была команда, которая «положила свои приборы» на приборы организаторов с криками «Это же гонка», помчалась с сумасшедшей скоростью, проезжая все городские светофоры на красный свет и изображая из себя космонавтов на первой космической на трассе Кола.
Неуважение к организаторам? Вообще, провал.
Зачем вы участвуете, если вам плевать на правила? Вам не нужны такие проекты.
В каждом регионе гонка была под пристальным наблюдением ГИБДД.
Забегу вперед, сейчас 13 мая 2025 года, а некоторые штрафы за нарушение ПДД участники не оплатили до сих пор. ДИЧЬ?! Еще какая! Прям, фу!


Зажжен фальш-фаер, команды прыгают по машинам и отправляются на первый Спец-участок.
Как говорится, в небе вместе с чайками, парил запах приключений (с)

Задание было в духе вечеринок в пионер-лагере.
Сначала донести члена команды до сапа, на котором два участника команды должны доплыть до надувного утенка и доставить его до пункта назначение.
Белое море, 23 февраля, ветрище не дает сапам двигаться к уточкам.
Забавно, тяжело, но это настоящее и про людей.
Первое испытание, первые баллы за него. Ведущий спец.участка не я :).
Сейчас я пишу об этом с улыбкой, тогда меня это очень сильно тронуло.
Команды мчатся дальше в сторону Ленинградской области, где завтра их ждет второй спец.участок.
Мы проводим остатки дня в отеле в Мурманске и вечерним рейсом вся команда организаторов перелетает в Санкт-Петербург, где располагаемся на ночлег.
Первый день завершен.
24 февраля. Всеволожск. Мой день рождения
В этот день случился главный переломный день моего участия в ЭТ25. Я этом понял, только недавно, по крупицам разбирая происходящее.
Итак, спецучасток на паркинге завода IKON TYRES.
Это, скажу я вам, очередной УРОВЕНЬ.
Удалось заранее договориться, что всех участников гонки ПОКОРМЯТ в крутой столовой завода. Заранее было оговорено, что в мой ДР всем участникам будет выдано по кусочку торта!
Знаете, как радовались все! Была такая дружная и кайфовая атмосфера на обеде.
Меня все поздравляли, обнимались. Шла большая гонка, прошли первые сутки. Впереди только неизвестность.
На пресс-конференции выступают представители завода Айкон, потом представитель Джак Моторс и все дарят мне подарки. Да, это мои контакты и за время подготовки и обсуждения проекта мы все стали добрыми приятелями. А с шинами IKON (бывш.NOKIAN я в хороших отношениях с 2018 года!).
Эти приятельские поздравления вызывают шикарные овации в зале среди гонщиков.
Сытые и улыбчивые члены команд получают сувениры от шинного производителя, оглашаются первые результаты и все отправляются на спец.участок.
В качестве наблюдения:
В регламенте гонки было указано приезжать на спец.участки только на чистых авто. Несколько машин были в ужасном состоянии. И опять команды посчитали это нормой.
Без комментариев. Мы же делаем шоу, зрелище, вау…а с грязными машинами это происходит с самой меньшей степенью.
И опять, я не нудный. Я просто отвечаю за шоу. И очень бы хотелось что бы все участники понимали под чем они подписались.
Второй спец.участок был организован на парковке завода.
Нужно было выполнить определенные упражнения с мячом, используя автомобили.
Снова было зрелищно и динамично.
Не у всех все получалось, но на то они испытания.
Снега нет — приходилось изощряться с заданиями.

ВАЖНО: Считаю большим минусом, что в гонке не было официального фотографа и пары профессиональных видео операторов. Я неоднократно поднимал этот вопрос. Отказ. Это бы сильно повлияло на качество и количество контетна. Так как такое масштабное приключение через всю страну не может официально снимать один человек на телефон (и это не я). Если гонку выводить на ежегодный уровень — нужен офигенский контент, которого будут ждать и который сам будет продавать следующую гонку и участникам и спонсорам!
Я снимал на свой телефон сколько мог по личной инициативе. Жаль, что все фотографии не получится уместить в рамки этой публикации. И, что обидно, нет фотографий в динамике, а такие фотки являются украшением любых автомобильных проектов.
После командных испытаний у IKON TYRES все гонщики ломанули в сторону Москвы, где их ожидал третий спец.участок. А мы отправились на вечерний скоростной поезд СПб-Москва, который за 4,5 часа домчал нас до Москвы. Заселение в гостиницу КОСМОС длилось 2 часа, хотя кроме 4х оргов гонки никого не было. Странность жесткая в КОСМОСе, говорят — там это норма.
Спать.
25 февраля. ВДНХ и вечер в парке
Уже третий день гонки! Третий!
Для меня все меняется с огромной скоростью.
Я пытаюсь вести соц.сети, отправляю фотографии редактору соцсетей ЭТ25. (я не фотограф, а других нет)
Надо еще активно и ярко говорить в микрофон, координировать происходящее и тд.
Утром на одной из площадок ВДНХ должен быть третий спец.участок гонки.
СНЕГА НЕТ ВООБЩЕ, такая зима.
Арендованы металлические городские препятствия, знакомые всем любителям тестов 4х4.
Команды должны преодолеть их на время.
Мы снова вдвоем отжигаем и веселимся в микрофоны.
На площадке происходит яркий актив.
Все супергуд.

С катанием по железным препятствиям все прошло гладко, никто не убился и не перевернулся. Кстати, все гонщики были тоже застрахованы, как и орги!
К некоторым командам приехала группа поддержки. Это очень правильно и мотивирует даже организаторов.
Все участники помчались в парк «Экспедиция» на Ярославке где всех ждал уже секретно-рассекреченный ужин и музыкальная программа.
Уже в парке случился первый серьезный разговор между участниками одной из команд и организаторами.
Команда распадалась на глазах
Внутри участники не смогли договориться о скоростном движении и сделали свою проблему открытой.
Надо сказать спасибо оргам и JAC MOTORS, которые за 3 часа решили вопрос — наши и предоставили еще один пикап JAC T9/
Разделенная команда уже на двух пикапах отправляется дальше в гонку в каждая в своем режиме.
В любой ситуации люди должны оставаться людьми.
У нас есть разум, мы должны уметь договаривать.
Все.
Даже хейтеры на DRIVE2.
В парке выступает группа ФРИКИНГ-АУТ. Это реальный отжиг!
Всех кормят вкусняшками из ресторана «Экспедиция», участники понимают, что можно не спешить.
Что в 23:00 будут выданы новые задания до Казани.
На середине выступления группы оргкомитет решает всех пригласить в другое здание и вручить там награды победителям Пролога. Да, часть команд заявилась только на первый участок Мурманск-Москва.
И мы с ними прощались.
В основном помещении продолжается играть музыка…
Победители Пролога получают свои кубки.
Все потихоньку возвращаются в основное помещение, но атмосфера потеряна.
Никогда не обламывайте людям кайф от музыки.
Это хороший опыт — что бы понять этот факт.
23:00, в чат команд выкладывается новое задание.
А орги выезжают на Казанский вокзал и плюхаются в поезд до Казани.
26 февраля 2025. КАЗАНЬ

До Казани был интересный эксперимент — погоня за поездом. Когда на каждой новой станции команда могла зачекинить вагон с организаторами на вокзале.
Несколько команд просто купили билет в наш поезд и приходили отмечаться.
Одна из команд отправила машины автовозом в Казань, а уже в городе воспользовались услугами такси и брали на нем точки. Случился открытый конфликт по результатам и их легитимности.
Конфликт был решен на Совете Капитанов. Результаты — обнулили.
На пресс-конференции в дилерском центре Казани выступает глава JAC MOTORS в России, представители технического сопровождения JAC. Нужно сказать спасибо за такой подход. «Метлой гонки» (последний автомобиль на маршруте) выступала техничка JAC T9 в которой ехали механики с набором запчастей, готовые решить практически любой вопрос. Это супер идея. Двигаться последним автомобилем очень сложно. Ребята справились и так же со всеми добрались до Владивостока! Молодцы! И, НИЧЕГО НЕ СЛОМАЛОСЬ!
Но мы все сдружились и были рады встречам на спец-участках.
Будни оргов — работа 24/7.
В Москве в таком же формате функционировал Штаб гонки.
Специфический юмор, дружба и поддержка. Весь штаб понимает что нужно делать. Готовятся задания, идет контроль за экипажами и тд.
Конечно, мы находили время на сон и еду.
После пресс-конференции в Казани мы прыгаем в суточный поезд до Тюмени.
Уже в 23:00 в Тюмени нас в своей бургерной «Краснодарский парень» нас встречает и кормит мой хороший друг, продлевая работу заведения на 2 часа. После сытного ужина отваливаемся спать.
Уже в 8 утра завтра запланировал внедорожный спецучасток в буераках около Тюмени!

28 февраля 2025. ТЮМЕНЬ
Ранне морозное утро.
Весь вечер местные джиперы помогают организовать СУ.
В овраге натягивают ленты, траектории будут выбраны согласно жеребьевки.
Снова здесь очень мало снега. Точно уже Сибирь и конец февраля?
Точно.
Начинают подтягиваться участники, но из-за сложностей навигации — они приезжают на СУ с другой стороны, с которой нет прямого проезда в к старту и всем приходится совершать получасовой объезд.
Здесь, в Тюмени, я впервые увидел уставших гонщиков и блогеров, которые двигались вместе с гонкой и снимали свой контент.
Согласен, что 14 дней в режиме 24/7, когда нужно умудрятся рулить, разбираться с навигацией, есть и спать, ходить в туалет — и все это в ограниченном пространстве автомобиля! Такое удовольствие точно не для всех. Но никто не сошел! Все дошли до финала!
Жеребьевка, правила, погнали.
Наконец-то все врубают ПОЛНЫЙ ПРИВОД. Кто-то спускает давление в шинах, кто-то одевает цепи.
Несколько команд очень уверенно берут подъем и финишируют.
А вот команды на пикапах испытывают сложности из-за геометрии.
И одна команда зачем-то останавливается на подъеме и, как следствие, уже не может тронутся. Здесь впервые за гонку пригодилась переносная лебедка. Удобная штука. Надо такую себе заиметь.
Второй раз использовали лебедку блогеры, которые вытащили с обочины Газель.
Если есть лебедка — обязательно пригодится. Факт.

Очень приятно было познакомиться с местными джиперами, которые помогли с организацией СУ. Приятные открытые и душевные парни! Рад, что подобные проекты притягивают классных людей.
Обязательно встретимся! И споем!
После СУ отправляемся на пресс-коференцию в город. На набережной есть некое современное пространство в котором всем предлагают одеть бахилы! Правда? Отказываемся. Пол в плитке.
Первый раз за гонку тут много местных корреспондентов и даже тюменских молодых блогеров, которым любопытно узнать про гонку.
До пресс-конференции команды выполняли задание — искали людей-маяки, которых заранее определили жители города. Это те люди — которые делают жизнь города интереснее и ярче, на которых хочется ровняться.
Контент из Тюмени с интервью с этими людьми считаю самым душевным из всего проекта! Классные истории!
НАКЛАДКА. Я проверю свой билет на поезд в Новосибирск и, оказывается, мой поезд ушел вчера! Не беда, ищем новые билеты…поезд отправляется через 20 минут, других билетов нет. Меня везет сотрудник дилерского центра, я лечу по немыслимым пешеходным переходам на вокзале в Тюмени и запрыгиваю в поезд, который уже тронулся! УФ! Сутки спать. Завтра Новосиб!
Подобные штуки часто случаются в глобальных проектах, главное искать быстрые и оптимальные решения. А они всегда находятся!
1 марта 2025. НОВОСИБИРСК

На спортивном полигоне ДОСААФ поздно вечером собираются все команды! Наконец-то все автомобили чистые.
В теплом помещении происходит долгий разбор полетов, оглашаются промежуточные итоги, объясняется по каким правилам будет проходить прохождение этого кольцевого ледового СУ.
Тут же собирается совет капитанов и наконец-то ставится финальная точка в вопросе, который тянется от Казани.
Далее в колонках стадиона звучит мой голос и шоу начинается.
Идет легкий снежок. НО НИКТО НЕ ЕДЕТ НА ВСЕ ДЕНЬГИ, все осторожничают и аккуратно наматывают круги в парном командном заезде!
Присутствуют болельщики и местные дилеры JAC. Знаете, наверное шипованные шины IKON TYRES были настолько хороши, что машины крепко цеплялись за лед и не вылетали под действием центробежной силы.
Откатали, собрали результаты.
Машины были ВСЕ ЧИСТЫЕ и радовали глаз!
Команды снова получают задание на следующий этап Новосибирск-Байкал, а организаторы отправляются в аэропорт и вылетают в Иркутск.
3 и 4 марта гонка должна провести на Байкале, там же запланирован небольшой фестиваль «Тающее сердце».
2-3-4 марта 2025. ИРКУТСК-БАЙКАЛ
Зима, Байкал, лед…
Большой маршрутный автобус, заказанный заранее, везет нас очень долго до базы, которая на 3 станет нашим домом и полноценным штабом гонки.

Параллельно гонке движется 3 автомобиля организаторов, которые перевозят снаряжение.
Они первые прибывают на Байкал.
А Команды тем временем — послушно собирают точки и выполняют задание, набирая себе в актив как можно больше баллов!
Я уже несколько раз был на Байкале зимой и летом. Зимой нравится больше. Чувствуется какая-то загадочная сила. Летом такого ощущения нет. Рекомендую!

Здесь действует официальный запрет выезда на лед, но по отмеченной вешками ледовой трассе — ездить можно, все согласовано с МЧС.
Для Байкальской части нужно готовить отдельную статью!

Фестиваль — небольшая встреча-праздник друзей гонки. Вкусное меню от шеф-повара ресторана «Экспедиция», купание в ледяной полынье после бани и подводная фотосессия подо льдом.
Классический СУ «Ромашка», который раньше команды выполняли на льду, собирая точки по окружности с возвратом в центр, точки были вплавлены в лед, сейчас пришлось делать на берегу. Но тоже не без интереса.
Вечером выступил интересный алтайский музыкант, который рассказывал историю музыкальных инструментов, интересные сказани и вообще, была волшебная живая музыка. Это было лучшим решением, чем какая-нибудь местная кавер-группа. Знаете, всегда используйте такие моменты, в которых можно сделать небольшую паузу и перезагрузку. Это очень сильно восстанавливает перегруженный гонкой и эмоциями организм гонщиков.
Кстати, на Байкале все спали, была официальная пауза, когда можно было попариться в бане и выспаться всем без исключения.
Тут, на обсуждении промежуточных результатов, несколько команд решают взять «ЗОЛОТОЙ КОНВЕРТ», который означает проход по 110ому зимнику!
Блогеры на кроссоверах и пикапах JAC тоже рвутся туда.
Кстати, здесь на Байкале начинается третий эстафетный этап гонки и у нас снова появляются новые лица.
С этими ребятами я увижусь еще всего 2 раза в Хабаровске и на финише во Владивостоке…когда с другими участниками мы все стали одной дружной семьей.
Что характерно, вроде бы гонка, вроде бы Главный приз, а атмосфера Дружбы на первом месте.
Это было доказано на прохождении заданий ЗОЛОТОГО КОНВЕРТА
JAC MOTORS не допустил свои автомобили на 110ый зимник и правильно сделал. Эвакуация от туда стоит больших денег, да и все едущие на JACах едут «на минималках», только со снаряжением предоставленным организаторами гонки.
Было некое расстройство, но понимание возникло. Машины и людей надо беречь.

Все кто никогда не ездил по бесконечному льду — вдоволь это сделали на основных трассах.
Кто уже ездил, насладились управляемостью на спонсорских шипованных колесах IKON!



Организаторы провели на Байкале три ночи, гонщики — две.
Сытые, выспанные и отмытые все отправились далее в сторону Хабаровска. Кто по федеральной трассе, кто согласно «Золотому конверту».
Я не был на 110ом зимнике вместе с гонкой, но по информации там была дружба и поддержка, что характеризует в целом весь проект!
УРА!
Организаторы отправляются на самолет, часть сразу улетает во Владивосток, я же лечу в Хабаровск, организовать там пресс-конференцию, всех встретить!
6-7 марта 2025. ХАБАРОВСК
В Хабаровске перемещаюсь первый день между залами, которые выбираю под проведение нашего мероприятия.
Перебрав три штуки — останавливаемся на последнем — классный зал в новой современной гостинице.
Хочется отдельно передать всей команде Хабаровска большое спасибо.
По моему личному мнению — эта пресс-конференция была одна из лучших и массовых.
Много СМИ, представителей власти, блогеров, фуршет и интервью.
До сих пор по запросу «Экспедиция-трофи 2025» Яндекс выдает сначала кучу контента из Хабаровска!
Я старался!

Кстати, по пути от Байкала до Хабаровска давили морозы под 30 градусов, это были первые холода за всю гонку.
Автомобили приехали на пресс-конференцию чистыми, но общая усталость висела в зале тяжелым диском.
Хотя, мы с интересом рассказали про гонку, посмотрели ролики участников и ответили на вопросы журналистов и блогеров.

Гонщики после перекуса отправляются во Владивосток, остались какие-то сутки до финиша!
А я отправляюсь в аэропорт и перелетаю во Владик.
8 марта 2025. ВЛАДИВОСТОК. ФИНИШ.
День был разделен на несколько этапов.
1. Финишный СУ на сопко Холодильник
2. Номинальный финиш гонки у маяка Токаревского в бухте Золотой Рог
3. Фуршет
День был полон драматургии.

От отеля все приехали на асфальтную площадку перед сопкой Холодильник.
Был тщательный инструктаж. На сопке были организованы трассы, которые должны были преодолеть оба автомобиля команды в произвольном порядке.
И тут, скажу я вам, было некое напряжение.
Кто-то разгружал автомобили, максимально их облегчая, кто-то обсуждал командную тактику…
Интересно было наблюдать.

Здесь и сейчас определиться Победитель ЭТ25!
Набранные очки перевели в секунды и каждая команда стартовала со своего времени.

Инструкции получены, выдвигаемся на старт.
На вершине сопки установлен финальный створ, сопка расчерчена волчатником, увидеть полную картину не удается, есть ограничения рельефом. Но, наблюдаем!

Сразу после старта начинает идти обильный снегопад!
У одной команды не включается полный привод, вторая команда добравшись до финального подъема ловит поломку коробки…было много мата который уютно пытались смягчить крупные снежинки, которые бывают только во Владивостоке…

Из официального пресс-релиза с сайта гонки:
Победителем юбилейной гонки («Экспедиция-Трофи» впервые прошла в 2005 году) стала команда «АктивРейд» из Самары.
На старт в Мурманске вышли восемь команд: «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», «Все свои», «Prototech», «Майские жуки», «JAC Пот» и «Караоке». В каждой – шесть человек, из них минимум одна женщина, и два автомобиля. Команды «JAC Пот» и «Караоке», как и планировали, участвовали в этапе до Москвы – Прологе. От Москвы к гонке присоединились еще две команды – «Новобранцы» и «Клуб Осётр», которые доехали до финиша во Владивостоке.
Пять команд основного зачета – «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», «Prototech», «Майские жуки» – преодолели весь маршрут от Мурманска до Владивостока. «Все свои» распалась к Байкалу по психологическим причинам в команде.
Первой к финишу спецучастка пришла команда из Самары – «АктивРейд», которая и стала победителем гонки «Экспедиция-Трофи» этого года. Ей потребовалось всего 15 минут и 36 секунд. Второй к финишу добралась команда «Prototech», Москва – через 1 час 8 минут и 6 секунд, третьими стали «Белые орлы», тоже из Москвы, время прохождения спецучастка – 1 час 8 минут и 32 секунды.
За названиями команд стоят настоящие люди, которые не забыли что такое Приключение и Настоящая жизнь

Награждение на маяке нужно было оставить для торжественного фуршета, который прошел прям на хорошей ноте
Жаль, никто не увидел предложение руки и сердца, который сделал один из участников своей девушке, которую в этой гонке и испытал. Я узнал об этом уже в Москве! Можно было сделать прям массово.
Не буду комментировать почему это так произошло, это только мое лично наблюдение.
Получилась ли Гонка?
Да, получилась.
Могу ли я сравнивать с другими гонками?
Нет.
Могу сравнивать только с другими подобными проектами.
Время сильно поменялось, поменялись люди, выросли НОВЫЕ ЛЮДИ, а им уже не интересно играть в игрушки родителей. Проект требует глобального переосмысления. Обязательно дополнительных людей в штаб для более точного распределения ответственностей и исключения недопониманий. Пара фотографов и пара штатных операторов должна добывать честный и красивый (не ютубный) контент, которого там в избытке.
Говорят, будет гонка в 2026 году. Я уже не буду иметь к ней никакого отношения.
Отработал в «Экспедиции» дважды.
Если тебя не оценили в первый раз, то и второй раз не стоит начинать. Хотя, более взрослые товарищи, сказали, что можно, но за очень большие деньги. Тут у меня был провал.
Я улетал самым первым рейсом в Москву, практически все команды остались «отмокать» во Владивостоке на несколько дней.
Уже 1 апреля все автомобили JAC по графику вернулись в Москву на автовозах.
У меня остались фотографии.
Опыт. Шикарный опыт. В 47лет смотришь на все происходящее по-новому.
Огромное количество новых знакомых, с которыми мы пересечемся ни один раз! Чьих-то имен я не запомнил, так же как и не запомнили мое. Это Жизнь, она выглядит именно так 🙂
Извиняюсь перед всеми приведенными лично партнерами за отсутствие контента.
Всему организаторскому штабу спасибо, это позволило мне стать сильнее!

Как сказал недавно Николай Картозия «Я запомнился — извините!»
Масштабные проекты — моя сила (с) Сергей Лысенко
Впереди еще много интересного! И всё уже началось!
Погружен в свои собственные проекты!
Вам, спасибо, что нашли в себе дочитать эту ЛяДетективу до конца!
Если эта статья статья пропадет с Д2 — знайте, это я еще многого не написал :))))
Крутанем Планету!
Сергей Лысенко ЛС78
фотографии автора
Мой профиль в ВК
Телеграм-канал LS78
P.S. Написал все что мог по этому проекту. На вопросы вряд ли отвечу, но комменты почитаю