Формат:
1386

2009.08.01-10 Тайный берег

Кто не задавался вопросом «Что там за горизонтом?», кто не мечтал попасть туда, увидеть, ощутить, вдохнуть другой воздух, попасть в другой мир, отличный от нашего уже скучного и привычного уклада, тот никогда не искал ответов на философские вопросы, не пытался разобраться в себе и понять себя и свои тайны. Тайны, которые интересуют, зовут, завораживают, пугают и страшат своей невозможностью и необратимостью.
Много не напишу в отчёте, смотрите фото и кино, которое я делаю с особым удовольствием!

Это, конечно, присказка.
Я несколько раз бывал в Мурманске и всегда мои визиты выпадали на зимнее время.
А тут такой шанс побывать на Кольском полуострове в составе экспедиции, которую организовывала инициативная группа Пикапклуба.

День 1. 01.08.2009
Старт из Москвы состоялся 1 августа, мы мчались на Север.
Первые 500 км до Вологды были прекрасны, широки и безъямны. Далее было похуже, но на больших колёсах ехать можно.
Останавливаемся через 700 км пути в подлеске с Карельским пейзажем. Знакомимся, а нас реально много – около 30ти человек и 10 машин. Распечатываем дорожную провизию, ставим палатки, на улице не то что бы прохладно, но не тепло.
Первая ночь. Первое просыпание в палатке, под пение птиц, когда вместо квартирных стен и потолка ты видишь утром играющие лучики солнца на тенте палатки, когда вместо урчащих под окнами машин и пикания сигнализаций тебе одному поют зарянки и соловьи и ещё тысяча неизвестных птиц! Ура! Из спальника, конечно, вылезать не охота, но надо двигаться вперёд.

День 2. 01.08.2009
В дороге полдня, сворачиваем с основной трассы и попадаем на грейдер, где всем приходится спускать колеса, дабы не растрясти мозги и все остальное содержимое организма и забитых снарягой кунгов.
Карелия. Небольшие остановки вносят ясность в происходящее – грибы выглядывают из-за каждого пенька и кочки, и, буквально, выбегают на дорогу, т.е. растут совершенно наглым образом на проезжей части.
Добираемся до намеченного ранее лагеря, «делим» территорию, каждый ставит на удобном месте палатку и начинается обустройство общего лагеря. Шатры, дрова, лодки, стулья, столы, кастрюли, топоры, посуда, еда… судя по обилию провизии – меню у нас будет очень разнообразным. Естественно, назначаются дежурные, которые и начинают нести первую боевую вахту с поварёшками.

День 3, 4 и 5. 03-04-05.08.2009
Карелия.
Кто что ищет от отдыха на природе, от отдыха на природе в Карелии. Кто-то гоняет на моторной лодке по озёрам в поисках рыбы, кто-то чистит и заряжает ружье в надежде на охоту, кто-то носится с банками и корзинами по окрестным полянкам, собирая за рекордно малое время рекордно большие урожаи черники и грибов, кто-то полностью погружается в ведение бесконечных диалогов и споров под пиво и вкусно приготовленную дежурными закуску… Робко в небольших количествах проглядывает сквозь заросли травы неспелая красная морошка.
Каждый находит занятие по себе.
Я же фотоаппаратом и видеокамерой наперевес обхожу окрестные дорожки и тропинки в поисках интересных видов, сюжетов. Рождается фраза для определения красивости места «Я не вижу здесь картинки», коей меня и подкалывает все оставшиеся дни мой напарник Антон, который любезно предоставил мне место в своём автомобиле на время всей экспедиции.

Проходят дни. Местный сухостой превращается в золу, килограммы грибов искусно сушатся и упаковываются, варится варенье из настоящих и экологически чистых местных ягод, запасы пива и вина небыстро таят, фотографиями забиваются фотоаппараты. Кстати, по крайней мере три увлеченных фотография мужчины были в этой поездке. Интересно было наблюдать, как три взрослых мужика носятся в туманной дымке рассвета или заката со штативами, буквально как представители одной какой-то породы, с заранее генетически заложенным алгоритмом движения. Существо-фотограф делает несколько шагов на двух толстых щупальцах, останавливается, опускает на землю ещё три щупальца, нагибается, как-то манипулирует верхними двумя щупальцами со второй головой, потом замирает на несколько секунд, опять нагибается и, цикл движений повторяется снова и снова…

На самом деле, некоторые считали, что столь долгая стоянка в Карелии – 4 дня, перебор, т.к. все хотели увидеть Берег, увидеть Край Земли, Край Русской Земли, самую северную точку нашей страны. Я тоже так считал, но принимал условия экспедиции, т.к. был всего лишь пассажиром и видеооператором. Все что не происходит – происходит к лучшему, это не мы придумали, но соглашаемся в который раз.
Время, проведённое в Карелии, позволило отдышаться от Москвы, выспаться, наговориться, пофилософствовать у вечернего заката на озере, наснимать более 8 гб фотографий и 2 часа видео.
Конечно, мы не сидели на месте, а ездили по всяким заброшенным дорогам и находили интересные места.

День 6. 06.08.2009
«А мы уйдем на Север, а мы уйдем на Север» — эта фраза характеризовала утренний копошашийся лагерь, мы собирались и выдвигались в сторону Мурманска. Опять дорога, опять грейдер и федеральная трасса. И вот он Кольский. Естественно фотография на память о том, что мы пересекаем Полярный круг.
А летний Мурманск, совсем не зимний Хмурманск – зеленые деревья, улыбчивые лица, суета.

Плотный поздний обед и мы выдвигаемся в сторону КПП, некогда закрытой территории, для посещения которой, ещё год назад необходимо было выписывать спец.пропуска на пограничной заставе. Теперь же, территорию открыли. Конечно, снятие статуса «закрытой территории» увеличило транспортный поток с туристами на Кольский полуостров, но пока не достигла глобального геленджикского масштаба и нам достались не самые сливки, но и не осадок от природы и истории этих мест.
Проходим КПП, до границы с Норвегией около 100 км, а мы отворачиваем с асфальта на грунтовку.
Немного проехав останавливаемся у первой достопримечательности – Пьяный ручей. По местной сложившейся легенде, пересекая данный ручей, необходимо остановится и выпить, для того, чтобы задобрить местных богов, чтобы путь по перевалам и камням был лёгким и нестрашным. Конечно, мы соблюли все традиции.

Путешественник-автомобилист едет по Кольскому, разглядывая сквозь лобовое стекло открывающиеся ему пейзажи, каменные отвалы, перепады, балки, озера, бесконечные поля мха… Знаете, как только закончился лес и мы попали на первые видовые площадки – в эфире наступила полная тишина. У нас просто не находилось слов, чтобы выразить свои эмоции. Естественно, машина в которой я ехал, шла последней, т.к через каждые 50 метров необходимо было делать остановку, «картинка была везде». Я понимаю, что за столько короткий срок и с таким плотно расписанным графиком движения – нереально отобразить и показать всю красоту местной природы, передать колорит. А у меня в одной руке фотоаппарат, в другой камера… я как мартышка из известного анекдота, не знаю за что браться. Снимаю, снимаю, снимаю.

То тут то там попадаются брошенные остовы автомобилей, по которым становится ясно, что зимой на этих спусках и подъёмах довольно не сладко.
Но сейчас погода была на нашей стороне – было тепло, практически неветрено и внутри поселилась какая-то удовлетворённость, что ты это видишь, что сейчас ты стоишь тут, тебе светит солнышко и тепло, сам Кольский как бы разрешает тебе побыть тут.
Наша группа фотографов носится по сопкам, вокруг каждого камня, повторяя карельский сюжет с семью щупальцами.

Основная группа, конечно, рвет вперёд, нажимая на газ. Не понять им нас, визуалов.
Очень приятно, что один опытный экипаж прикрывает нам тыл, т.е. всегда ждёт когда мы наснимаем и двинемся вперёд, тем самым обеспечивая целостность колонны, чтобы никто не потерялся и не заблудился. Большое спасибо ребятам за это, что значит – опыт.
Вы бывали в местах, когда за каждым поворотом хочется выйти и перевести дух, хочется «выпить этот пейзаж глазами»! Хочется впитать в себя как можно больше. Жаль, что я не умею рисовать. Каждый пейзаж – мечта художника, акварельки бы были…
Ну что тут говорить, смотрите фотографии!
Вечерело, хотя, было не так темно даже в 2 ночи, и мы нашли место для лагеря. Погода здесь много холоднее карельской, одеваемся теплее, готовим ужин и спать. В лагере необычно (после карельских посиделок) тихо и умиротворённо. Видимо, все переживают увиденное, наконец-то увиденное. Лишь несколько приглушенных голосов пронизывают словами воздух.

День 7. 07.08.2009
Туманное утро накрывает лагерь плотным, как вата, белым и влажным туманом и в этом тумане то тут то там слышны звуки просыпающегося лагеря.
Хочу заметить, что каждое утро мы завтракали как в лучших отелях. У нас был реальный «шведский стол», каждый приносил коробку провизии, приготовленной помимо заранее оговорённого списка. Поправлялись все. Печенье, вафли, всевозможные булочки и бутерброды с паштетом, вологодское масло и сыры, шоколадные конфеты. В общем, у стола, который стоял на траве Кольского полуострова, собирался весь лагерь, добрые и инициативные женщины ухаживали за мужчинами, намазывали им вкусности на вкусности. Туман пронизывал терпкий запах кофе, благодаря которому лагерь просыпался очень быстро.
Сегодня нам предстояло движение по камням и бродам. Знаете, я на маршруте представлял собой известную обезьянку из анекдота, в одной руке камера, в другой руке фотоаппарат, я в месте с этим наматываю круги по окрестности и не знаю, что включать первым! Включаешь фотоаппарат, а глаз замечает интересный ракурс для видео! Решал дилеммы на месте с приоритетом на видео.

Выезжаем из подлеска на маршрут, двигаемся в сторону полуострова Рыбачий.
Перове испытание – курумняк, представляющей собой огромное береговое пространство, хаотично заваленное сланцевыми породами. Езда на автомобиле по подобному покрытию представляет собой лотерею, что и подтвердилось позже. Естественно, подобное испытание может выдержать только специальная внедорожная резина, которая была у всех. Звук, который несётся из под колес, напоминает бесконечно колющееся стекло. Мой водитель прибавляет газа и мы уезжаем немного вперёд, чтобы запечатлеть прохождение первого препятствия.
Колонна выбирается на возвышенность, останавливаемся, переводим дух, любуясь заливом и двигаемся дальше. Мы на полуострове Средний!

Грунтовая дорога, используемая ранее лишь военными, довольно сносная. Бесконечное петляние между сопками, спуски, подъёмы, полуразрушенные мостки, бродики и броды через огромное количество ручьев. Неспешно двигаемся вперёд, а я снимаю-снимаю-снимаю.
Время здесь замирает, реально замирает, наверное потому, что однообразные пейзажи камни-мох-камни сменяют друг друга очень медленно и лишь по линии горизонта можно понять, что мы двигаемся вперёд. Естественно, после парочки взятых бродов решаем сделать общую фотографию, на которой, как вы догадались, есть и я – в виде контура внизу фотографии.
После групповой фотографии людей решено сделать групповую фотографию уже обросших грязью и пылью машин, а их десять, что удивительно для подобных экстремальных маршрутов. Марки – NISSAN NAVARA, FORD RANGER, MITSUBISHI L200, MAZDA 2500 и BT-50. Как я писал ранее, все автомобили были подготовленными для подобных выездов, т.е. укомплектованы специальной резиной, шноркелями, лебёдками, силовыми порогами и бамперами, а так же имеющие лифт подвески и кузова. У многих были установлены силовые багажники и дополнительные фары. Естественно, все наклеили наклейки «Кольский 200». Мы были здесь!
(обрабатывая фотографии для размещения на сайте, понимаю, что все показать все равно не получится, жаль – выкладываю, на мой взгляд, самые удачные и интересные)
На одной из остановок выясняется, что питерский экипаж серьёзно пропорол 2 колеса – боковые порезы. Дорогая резина не выдержали испытания курумняком и питерцы приняли на себя все порезы поездки.
Следуя по полуострову какое-то время перестаёшь удивляться разбросанным гильзам, оперениям бомб и т.п. Сейчас, просматривая фотографии понимаю, что это все через пару лет исчезнет с полуострова, в связи с открытием свободного доступа.
По рекомендации вологодского экипажа колонна сворачивает к «Двум братьям» — скалам, образованных ветром, беспощадно выдувающим скальную породу многие века. У местных жителей – саамов, данные скалы имеют священную силу. Мы показали им свое почтение, не шумели, тихо пообедали и, пользуясь на редкость шикарной погодой, провели около часа в размышлениях на берегу. Два вологодских брата, естественно, бегом фотографироваться! Мягкий ковер из мха, прогретый солнцем, принял на себя наши ещё не измождённые путешествием тела. Кто уснул, а кто не мог оторвать глаз от окружающего мира.

Мы ехали-ехали и наконец приехали!
Вот он Край Света. Самая северная точка России. Мыс Немецкий на полуострове Рыбачьем. Погода? На всех просмотренных ранее фотографиях с этого места в это же время, люди кутаются в шапки и горнолыжные куртки, укрываясь от ветра. Мы же бодро в футболках скачем и радуемся, бежим к морю и загадываем желания!
Эйфория, радость, счастье…какие там ещё слова синонимы? Руководитель экспедиции Андрей принимает решение – ставить лагерь прямо здесь, что мы и исполняем. Пока я бегаю вокруг, моя палатка (незакреплённая) порывами ветра уносится то в сторону моря, то в сторону берега, а дети гоняются за ней с радостью (спасибо им за это). Тут приходится выбирать – или сторожить палатку или снимать всю эту красоту.

Инициативная группа уходит на близлежащие скалы и разворачивает свои рыболовные снасти. Рыба берёт! Я решаю продолжить свои эксперименты с рыбной ловлей, беру вологодский спиннинг и цепляю на него московскую блесну. Заброс – вываживание – рыба в садок. И так до бесконечности. Фотоаппарат, конечно, заброшен, камера позабыта… и этот рыбный день остаётся только в памяти! Антон заряжает коптильню и, проглатывая пальцы, мы с наслаждением едим свежекопченую рыбу!
Белая ночь, практические безветрие, от осознания происходящего (где ты) уснуть совершенно невозможно!

День 8. 08.08.2009
Уснул поздно, но встал рано. Ночи практически не было, так, среднеполосные сумерки. Побежал утром по берегу в поисках интересных сюжетов. Красная неспелая морошка, цепляющиеся за камни васильки и другие неизвестные мне цветочки – как они выживают на бесконечном холодном ветру здесь, на краю света?

Так получилось, что это был последний мой день в экспедиции. Получил рабочую смс с приглашением на проект, отказать не мог, нужны средства. Принял решение покинуть экспедицию на 3 дня раньше. Жалею? Конечно! Было ещё много интересного.
Мы двинули дальше. Пересекали огромные лужи, когда вода волнами захлёстывала на капот, крались на понижайке по каменным горкам…а вокруг…знаете, вокруг были совсем не простые места, места испещренные снарядами и пулями, политые кровью и болью. Здесь сражались за Родину. Осматривая укрепления второй мировой войны и перебирая в кармане найденные гильзы, смотря в амбразуру дота из самого дота, начинаешь по другому ценить мир в котором живешь. Спасибо защитникам Родины за их подвиг – подвиг сражаться. Мы встретили огромное количество безымянных могил, либо выстроенных в ряд каменных плит, либо каменных курганов, тяжелое зрелище. Всем заинтересовавшимся Кольским полуостровом, его историей, событиями, происходившие на нём в новейшей истории советую прочитать книгу Михаила Орешты «Осиротевшие берега», текст которой можно найти в Интернете.

На сл.день я оказался в Мурманске, а потом уже и дома.
В самолёте, видимо на юг, летела отдыхать шумящая группа детей 10-12 лет. За их улыбки и радость сражались наши деды. Дети ещё не знают всей истории своих мест. Наша задача не упустить нить событий, сохранить воспоминания о произошедшем. Возможно, мой отчет о поездке подтолкнёт кого-нибудь к посещению этих мест, красивых и хранящих множество тайн. Может, достигнув края земли, ступая на его берег, дальше которого только океан, путник откроет для себя Тайну, Свою Тайну.

Вместо окончания
Многие скажут «Куда прутся эти сумасшедшие?» Разве не лучше летом слетать на море в какую-нибудь страну, где за определённое количество денег будет предложен Сервис, когда не нужно готовить, мыть посуду, стирать, мыть полы…когда, выйдя из номера, тебя уже ждут официанты и обслуживающий персонал, готовые угодить и исполнить любой каприз? Разве не лучше лежать на шезлонге, потягивая через трубочку коктейль? Разве не лучше отдаться праздности, телевизору и дивану? Разве можно отдохнуть, наматывая 5000 км за 2 недели, рисковать машиной и бороться с возникающими сложностями?
Я отвечу на этот вопрос просто:
Кто не был там, тот не узнает.
Кто не понял, тот не поймет.

А я наметил уже ещё с десяток маршрутов! Присоединяйтесь!