Формат:
787

2010.07.17-08.05 Тропами Алтая

Введение.
С чего начинается большое путешествие? Большое путешествие, о котором думал практически всю сознательную жизнь? Путешествие в далекие края?
Конечно же, с мыслей! А как, а что, а почему, а там…
В один из спокойных дней экспедиции, практически все участники заявили о своем желании на будущий год рвануть на Алтай. НА АЛТАЙ! Представляете. Конечно, сказать – не значит сделать. Человеческий фактор, фактор присутствия в жизни начальника и несговорчивой семьи некоторым спутали планы, но несдавшиеся и преодолевшие все возникшие на пути сборов и обсуждений препятствия, посмотрели друг на друга, пересчитали автомобили, которых оказалось четыре (против 10ти в Кольской экспедиции), 10 человек и 2 собаки. Поехали?
Как готовится к экспедиции автомобиль? Лучший сервис – собственные руки. Каждый водитель, в течении оставшихся до экспедиции 3-6 месяцев, плотно проводил каждые свободные часы в гараже, тщательно смазывая, прочищая и проверяя каждый узел своего боевого коня. Как оказалось – совершенно не зря. Кони не подвели!
Я же проводил время в формировании полного «пакета» фотографа и видеооператора, приобретая всевозможные объективы, штативы, фильтры, фонари и, наконец, неубиваемые (не раскалываются от падений, герметичны и не тонут) кейсы для аппаратуры, в которые торжественно всю свою аппаратуру и запихал. Бонусом была взята гитара, на которой за все время удалось поиграть в целом 2 дня (но каких!!!).

17.07-23.07.2010. Первые 6 дней
Что такое 5000 км? Ну да, если смотреть по карте – ладонь и ещё немножко, а в Интернете, так, всего пару движений мышкой от Москвы до Барнаула. А на самом деле пять тысяч километров – это бесконечная лента дороги, которая не начинается и не кончается нигде, в любой момент движения ты смотришь на дорогу и она бежит к тебе на встречу и бежит, изгибается, дыбится, подставляет под колеса ямы и выстраивает колею, но бежит, то медленнее, то быстрее. А ты можешь отсечь только момент загорания лампочки топлива и заправки, и снова дорога. Перекусы, «зеленые» остановки (это когда мальчики налево, девочки направо), переговоры в рацию…все превращается в один миг. На третий день дороги ты уже не помнишь что ел, а на четвертый уже не вспомнить где останавливался на ночевки первые два дня. Казань, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул…здесь, в тексте, это всего лишь названия городов, но между ними несчетное количество километров, добрых слов от «дальнобойщиков», неожиданные встречи с приятными людьми, да просто нескончаемая вереница мыслей, которые приходят и уходят, и ты можешь уловить лишь тончайшую суть, которая складывается в одну главную философскую мысль. Ты импульсом бежишь по карте, к поставленной цели, с тобой единомышленники, которые готовы разделить с тобой кусок хлеба и выручить в трудную минуту, а впереди то, ради чего ты целый год «копил» эмоции, чтобы наконец-то освободиться и дать возможность происходящему всецело поглотить тебя. 4 машины в колоне, общение по рации, дрема, запах солярки и отблески солнца на стеклах очков…дорога…
Ещё, приятно заметить, что, проезжая каждый большой город, мне было кому позвонить в этом городе, и все были рады меня слышать! Ура!

24.07-25.07.2010 Телецкое озеро
Если открыть справочник, то там будет написано:
«Жемчужина Алтая»
Ширина: 2-3 км
Глубина: до 300 м
Протяженность: 77,7 км

Но что на самом деле могут сказать сухие цифры читателю!??! Абсолютно ничего. А само Телецкое озеро встретило нас проливным дождем, полностью забитым и окультуренным северным берегом и необходимостью ставить палатки на сырую траву. Вроде неприятность, но когда ты «этим» занимаешься не первый раз, даже не первый год, это лишь навевает мысли о приятном похлопывании капель по тенту палатки, подл которым ой как сладко спится.
Утро окутало все плотным туманом. После шестидневной дороги, выйти утром в туман босиком… В общем, я сразу полез за фотиком и, конечно, видео. Потом поставил стул на берегу и всматривался в туман над водой, в котором можно было разглядеть сонные лодки с такими же сонными людьми на борту. К Телецкому можно подъехать с двух сторон, т.е. есть дороги, только с северной или южной стороны. Мы были на северной части. С южной стороны, после плохой погоды, подъезд был невозможен по причине размывом горными реками нескольких мостов. Но, говорят, южная дорога живописнее северной, но мы её оставим на следующий раз!

Потихоньку и наш лагерь, расположенной в правильном джиперском месте (куда не проедут через канавы и грязь обычные машины) потихоньку начал просыпаться. Зажужжали змейки палатки, и народ стал показывать свои сонные лица. Солнце! Вода! Запах каши пошел над лагерем, значит, живем и наполняем день приятными эмоциями. В первой половине к нашему лагерю пришвартовался катерок и приветливый молодой человек, представившись «Абраменков Павел, студент юридической алтайской академии», предложил нам трёх часовую экскурсию по всему озеру с осмотром пары водопадов и интересных мест. Мы с радостью согласились, предварительно приготовив по 600 рублей с носа. Лодка вмещала 6 человек вместе с капитаном. По его словам, в хороший день он зарабатывает здесь до 15 000 рублей, деньги тратит на оплату обучения. В общем, молодец. С его грамотной речью вы можете ознакомиться, посмотрев фильм «Тропами Алтая». Катание на лодках по озеру поставлено на широкую ногу. Мы периодически обгоняли суденышки по слабее, но и приходилось уворачиваться от больших волн после модных катеров с мощными моторами.
Оказавшись на середине озера я провел для себя четкую ассоциацию с норвежскими фьордами. Озеро оказалось уменьшенной копией норвежской красоты. Вода, вода, вода…которую можно пить, в которой водится несколько видов рыбы, которая стекает с гор и утекает широкой рекой Бией. Кстати, все крупные лодки поднимают на озеро весной, когда в Бие высокая вода, т.к. по горным дорогам широкие и длинные прицепы просто не пролезут.
Осмотрев водопады (один из которых назывался Корбу) Павел предложил завести нас в каменную бухту, но…избалованные карельскими пейзажами, мы совершенно не удивились, т.к. Каменная бухта представляла собой рядовой кусочек любого карельского озера.

Общее впечатление от озера – слишком много людей. В каких-то местах даже слишком «попсово» и «совково» окультурено. Постоять в полной тишине и уединении нам не удалось, а мы к этому так стремились все дни дороги, все 5000 км. Эти факторы никак не влияют на природные краски, но в следующий раз будем пробираться на более дикий южный берег! Телецкое озеро полностью откроется вам, если вы решите выехать в одну из диких бухт (лодочники готовы отвезти вас туда, проконтролировать вас через пару дней, а ещё через пару забрать), с палаткой и едой на несколько дней, где нет дороги, а есть лишь горы и озеро и вы посередине.

23.07.2010 Первый алтайский день
Простояв на озере два дня и основательно «выдохнув» мы начали свой путь в недра Алтая. Бесконечные поселки с грустно пасущимися коровами, на бесконечных изгибающихся горных полянах между кедрами и соснами, сменяли по пути один другого. Вы катались хоть раз на американских горках? Если да, то представьте что американские горки увеличились в масштабе в 50 раз, подъемы-спуски-повороты и так целый день. Если записать целый день пути на видео, а потом смонтировать его с увеличенной в 10-20 раз скоростью, получится полет летчика-летчика истребителя с выполнением основных фигур пилотажа. Все достаточно плавно и быстро, дорожное покрытие на твердую «четверку», что приятно. Практически целый день провели в пути, отсняв видео материал для фильма, и к вечеру стали искать место для лагеря. Все более-менее приличные и большие поляны были заняты такими же как и мы туристами и наш караван притормаживал после каждого подъема и поворота в поисках свободного места. И место нашлось, на изгибе дороги. Прямо у съезда стаяла компания на двух машинах из Кемерово с детьми и громкой музыкой из динамиков магнитол. Мы приняли верное решение и, на глазах кемеровских туристов, взяли первый небольшой брод и переехали на другую сторону от ручья, подальше от дороги и от любопытных глаз. Снова палатки, вкусная каша, приготовленная заботливыми женщинами, снова кипяток, разговоры под печенье со сгущенкой (ну я, например)… спальник застегивается до подбородка и ты, в трусах, лежишь наедине с природой, дышишь, слушаешь, думаешь. Тишина опускается вместе с темнотой и звук перекатывающейся воды в горном ручье напоминает, что ты сейчас здесь, на Алтае!

24-25.07.2010 Перегоны
Дороги, дороги, дороги. Алтайские дороги вполне удобоваримые для больших подготовленных джипов на больших колесах. Опыт водителей позволяет двигаться с хорошей скоростью, но не торопиться, т.к. мы уже ни к чему не привязаны, мы вышли в полную автономку. Кунги забиты шмурдяком и продуктами, что позволяет нам свернуть в любом месте и заехать в самую даль. Но у нас есть цель, относительно которой мы пытаемся выстроить наш маршрут.

Катунь. Едем вдоль этой великой и мощной реки. Конечно, в следующий раз, когда я буду на Катуни, обязательно найду время чтобы постоять лагерем на берегу, прочувствовать её. Мощь. Силу.
Поднимаемся выше и выше, бесконечные затяжные повороты. Солнышко светит и греет, решено вставать на дневку, дать передых и машинах и нашим телам.

Купаемся в «ванне молодости», природном углублении горного ручья. Принять решение прыгнуть туда – это одна задача, а выдержать там 5 минут, совершая омовительные движения, ещё одна задача. Но какое ощущение свободы и бесконечного дыхания приходит по выходу из ледяной воды, нечто похожее на просветление. Вот ради этого чувства просветления и чистоты ты прыгаешь в другой новый ручей! И получаешь такой эффект снова и снова!

После получения пропусков в погранзаставе Кош-Агача, выезжаем в Чуйскую степь, где нет ни деревца и даже кустика. Скудная растительность «заполняет» котловину между гор, а между травинками ходят коровы. Что они там едят – так и осталось для меня загадкой. Конечно, травим воздух в шинах до 0,8 атм, чтобы не «собирать» булыжники и кочки. Пыль стоит такая, что не справляется даже салонный фильтр, держим большое расстояние между машинами. Дорога позволяет разгоняться до 40-60 км/ч. Четыре джипа, поднимая клубы пыли, несутся сквозь ровную степь, то равняясь друг с другом, то разбегаясь по сторонам. В машинах – немного уставшие, но счастливые экипажи. Упираемся в начинающиеся горы, и снова ползем вверх, наконец-то открывая окна и впуская чистейший горный воздух в легкие.

Перевал Теплый ключ
Перед перевалом каждый путник обязательно наткнется на стихийное поселение местных малых народностей (они себя так называют), обосновавшихся у Родоновых источников, и, естественно, собирающих дань со всех проезжающих мимо и желающих искупаться в этих самых источниках. Купаться в источниках, излучающих пусть и минимальную дозу радиации, мы не рискнули. Отважный местный пытается взять с нас деньги «за воздух», предоставляя нам всевозможные документы, в которых о «воздухе» не на писано ни слова. Мы проехали не заплатив за вымышленную услугу.
Перевал… перевал заслуживает отдельного описания и отдельного посещения каждому, прочитавшему этот отчет.
У неопытного водителя сводит мышцы рук и ног, косточки на руках белеют от перенапряжения, скрипят зубы и пот льется ручьями по лицу и спине. Конечно, у более опытных водителей, опытных на бездорожье и езды по камням, все немного по-другому, но перевал и вправду не простой. Представьте, что перед вами узкая дорога в одну полосу, на которой есть глинистая почва, лужи, маленькие и большие камни, некоторые их которых упали на дорогу 5 минут назад, справа обрыв, слева стена, и вся эта дорога имеет подъем от 30 до 45 градусов. Водитель должны выбрать точную траекторию движения, что бы забраться наверх, чтобы не повредить подвеску и что бы не сделать «уши». В общем, это было первым и сложным препятствием на пути экспедиции. Сложно было ещё психологически. Преодолеть себя, преодолеть свой страх. Получилось. Перевал набрал высоту под 3000 м, наверху ещё лежал снег, в который мы с удовольствием «поныряли». Переведя дух, мы поняли, что нас ждет не менее сложная дорога вниз. Как оказалось, что на этой дороге может попасться и встречка в виде джипа, уазика или грузового ГАЗ-66, ловко прыгающего по камням и не совершенно не боящегося перевернуться.
А вокруг, а вокруг такая красота, которую сложно совместить с тем действом, в которое погружается водитель и пассажиры, преодолевая психологический барьер страха и самосохранения.

Мы гордо выдохнули вдохнули после перевала, мысль «Мы на Укоке», выражала все эмоции, которые могли бы быть. Закусили снегом на высоте 3000 м и положили по камню к туру, почтив местных духов, которые позволили нам сюда добраться.
Потихонечку двинулись в сторону очередной погранзаставы, в которой нужно было получить очередную печать, т.к мы находились строго на пограничной территории, где направо был Казахстан, прямо – Монголия, а левее – Китай. Эти страны, конечно, будут в следующих маршрутах, а пока мы двигались к крайней точке нашего маршрута — точке границы трех стран (перевал Укок).
По движению нам встретилось небольшое верховое болото, которое было преодолено без особых усилий, а так же несколько горных мутных рек, так же не представлявших особых трудностей. Более опытные участники сразу заметили, что при случае дождя на обратном пути, все будет гораздо сложнее и безрадостнее с этими реками.
Из всех сложностей стоит упомянуть «горняшку», т.е. веселого дедушку, который на высоте от 2500 метров забирается к тебе в мозг и пищеварительную систему и начинает там откровенно шуровать. Люди, попавшие первый раз на такие высоты, переносят это не очень хорошо: кружится голова, расстройство желудка, хочется спать, в общем, сложно физически. Но через некоторое время, день-два, все нормализуется и «горняшка» находит себе новую жертву в лице свежих туристов.

26.07.2010 День Десятый
Дневка. Вы когда-нибудь проводили целый день в праздном настроении, отдыхе с приятными людьми или в лежании на диване? Да? Как интересно. А вот если у вас это происходит на природе, то все совсем по-другому. Вроде бы день, машины не заводятся, вы никуда не едите, а дел столько, что ты практически целый день занят. Попробуйте, это занимательно. Естественно, днем вкусно едим, много общаемся, а вечером смотрим розовые горы, которые бывают розовыми какие-то 5 минут в день. Но это зрелище стоит того, чтобы припереться за 5000 км, забраться в такие дебри и т.п. Именно!

27-28.07.2010 Дни Одиннадцатый и Двенадцатый Добрались до точки границы трех стран – Монголия, Китай и Россия — перевал Укок. Положили камни к монгольско-алтайскому туру, тем самым выразив благодарность местным богам. Фотографируемся. Да, фотографий столько, что их очень сложно разобрать. Я, как всегда, разрываюсь между фотоаппаратом и камерой. После приезжаем к археологическим раскопкам в которых в 80х годах нашли Принцессу Укока. Почитать про Принцессу Укока.
Впечатление о месте, в котором 3000 лет назад была цивилизация о которой сейчас практически ничего не известно, очень и очень странное. Сразу возникает вопрос – кто мы на этой земле, откуда, почему. А кто были эти люди. В то время, люди умели делать такие ювелирные украшения, что с современными технологиями повторить очень сложно. А в Египте в это время заворачивали мумий и строили пирамиды. Все сложить воедино, свести к единому знаменателю – очень сложно. Мы уезжаем и увозим с собой эти вопросы. Очень жаль, что про Принцессу Укока практически никто ничего не знает. Можно понять местных жителей, которые встали на запрет раскопок в этих местах – в Зоне Покоя, после случившихся после раскопок катаклизмов. Но в современном мире, полном информации и действий, это явно большой пробел. Устранят ли его когда-нибудь, узнаем позже.

29.07.2010 Дни Тринадцатый, Четырнадцатый и Пятнадцатый
Оставляем зону покоя позади. Прошедшие небольшие дожди, как и предполагалось, поработали над уровнем воды и скоростью потока в местных речках и даже «запустила» новые, которых не было. Периодически ныряем по капот, бывает даже страшно, но ничего, ехать надо. Подготовленная машина позволяет проехать гораздо дальше, нежели обычный городской тарантас. Это радует.
Двигаемся по постоянно петляющей колее, въезжая в длинные броды, перемахивая через реки бурлящего какао (цвет точь-в-точь), проезжая по зеленухе и каменюке. А вот и перевел Теплый ключ, который так трудно дался нам в первый раз. Отобедав рыбными консервами (почему-то четко помню этот момент), идем на штурм перевела. Знаете, а второй раз одной и той же дорожкой совсем не сложно идти. То ли горы нас приняли, то ли Духи Укока нас успокоили, но мы едем достаточно ровно, позволяя себе удивляться на относительную простоту дороги. Ррррраз и мы уже взяли перевел и отдыхаем. За ужином наблюдаем проезжающие вдалеке фары, сигналим. К нам приезжают ребята из Новокузхнецка, взахлеб рассказывающие о том, что они сделали невохможное, прошли Кольцо (к сожалению, не владею полной информацией о этом маршруте что бы рассказать здесь). Сказали, что потери есть. Горные реки забрали джип и квадрацикл в качестве вознаграждения, а так же в группе был серьезный открытый перелом. Ребята рубились жестко. Но никто не жалел о синяках, потерянной технике и потраченных силах. Даже ночью, из их глаз лилась сильнейшая энергия. Энергия Натоящих Мужиков, Пионеров и Первопроходцев. Видимо, мы все едем в такие сложные места, что бы испытать животные чувства, которые испытывали наши далекие предки, сталкиваясь с невероятными сложностями. Конечно, каждый городской житель стремится получить свою порцию адреналина, кто-то играя в компьютерные игры, кто-то выезжая пострелять в пейнт-бол, полазать на скалодроме и погонять с подмосковных горок на великах. Мы же двинули в сердце Азии, в Зону покоя, в труднопроходимое место… так и засыпали с этими мыслями.

Во время каждой поездки наступает время, когда ты привыкаешь к окружающему пейзажу и перестаешь воспринимать поступающую информацию как-то особенно, как в начале пути. Ну брод, ну подъем, ну сломанный мост… все становится каким-то обычным и совершенно не страшным.
Вот и отдыхая на берегу озера Хендик-Кель, мы вели беседы, пили травяной чай, наблюдали за большим оранжевым солнцем, которое пряталось за горы, покрывая золотой глазурью поверхность воды…

Сказать, что мимо озера нам пришлось ехать 6 часов 1 км – это ничего не сказать. Представьте себе склон в градусов 20-30 к озеру, склон зарос плотным ковром мха и мелкого кустарника, под которым скрываются валуны размером от кулака до квасной бочки, а пространство между валунами заполнено жидкостью… да-да, особенностью верховых болот считается возможность их существования на склонах!!! Это трудно представить, но это есть. В общем, потихоньку-помальенкую, засаживаясь и вытаскиваясь, мы прошли это сложный участок. К вечеру преодолели перевал Бугузун и оказались в Тыве.

Тывынские пейзажи сразу отличаются от Алтайских, более зеленых, обилием бурых красок. Как четко появляются географические обозначения всяких регионов. Едем, встречаем курганы, юрты местных жителей, стада пасущихся овцебыков и лошадей и, конечно же, безумные краски пейзажей. Может ли настоящий художник передать красоты тех мест, может ли уловить тонкие полутона матрица фотоаппарата и пленка в видеокамере? НЕТ. Это все нужно увидеть самостоятельно.
Безусловно, Тыва заслуживает отдельного большого путешествия!
После Тывы у всех туристов, двигающихся на Север, начинается Хакассия, в которой уже отличные пейзажи от Алтая и Тывы! И то же масса интересных географических и исторических мест для посещений…но все это в другой раз, в другие экспедиции…
А дальше…а дальше была дорога домой, а дома…а дома не было горячей воды…что почему-то уже не удивляло…

Какие выводы? Какие результаты? Фотографии, фильм, впечатления… ничего не сравнится с впечатлениями, которые ИСПЫТЫВАЕШЬ ЛИЧНО, в этом месте, в этой атмосфере…

Если будет у вас возможность побывать на Алтае – не раздумывайте, смело пакуйте рюкзаки и вперед! Древняя Земля поделится с вами своей энергией!

Отдельное спасибо хочу выразить всем участникам экспедиции за предоставленную возможность побывать на Алтае.

Смотреть фильм «Тропами Алтая» 2010