Формат:
1760

2018.04 На ISUZU В Каппадокию «Рахат-Лукум» [авто]

НАЧАЛО
Как обычно все началось гораздо раньше старта.
Будучи очарованным великолепием природы горной Турции в пеших походах, я осознал, что сюда обязательно нужно приехать на своём автомобиле.
Ликийская тропа. Часть 1
Ликийская тропа. Часть 2

Дорога до Турции для автопутешественников не составляет никакого труда, хотя совсем не пользуется популярностью. Россияне предпочитают лететь в Анталью и жариться в «олл-инклюзеве» по полной программе. Но, так уж сложилось по жизни, это совсем не мой метод. Реперные точки маршрута из Москвы до Турции — Воронеж, Краснодар, Владикавказ, переход границы в Грузию, красавец Тбилиси и на выбор три погран-перехода в Турцию. Идея зрела около двух лет.
В отдельную папку на компьютере собирались материалы по заданной теме: история древней Византии, природные достопримечательности, интересные факты о Турции, которыми спешу поделиться с вами.
Когда толщина папки достигла определенных размеров, сложно было не обращать на неё внимания. Ликия манила со страшной силой.
В своей беседе с сотрудниками Исузу Россия, после успешно проведённого тест-драйва пикапа Д-Макс, неожиданно было получено одобрение на участие японского пикапа в этой экспедиции.
Турция, прежде всего это море, горы, и сладости! Название экспедиции лежало на поверхности и я даже не рассматривал других вариантов.
Под флагом «Рахат-Лукум» начались недолгие сборы автомобильной экспедиции в Каппадокию на Исузу Д-Макс.

Официальный хештег экспедиции #isuzurussia2cappadocia
Инстарам Исузу Россия @isuzurussia
Мой инстаграм @ls78.ru

От Исузу Россия получен дизельный полноприводный пикап Исузу Ди-Макс, с объемом двигателя 2,5 литра и 163 л.с., именно тот, который был у меня на тест-драйве ISUZU D-Max. Конь-огонь!

Мои друзья из компании БЕРКУТи в этот раз не остались в стороне — в кузове пикапа обосновались портативная мини-мойка BERKUT Smart Washer SW-15, автомобильный компрессор BERKUT R20, автономный мини-душ SMART WASHER SW-X1, и автомобильное пуско-зарядное устройство BERKUT JSL-12000.
Скидка по VIP карте для друзей 15% — номер карты 20160555

Так же, в эту поездку со мной отправляется и мобильный газовый гриль O-GRILL 700T от компании О-ГРИЛЬ РОССИЯ, который наилучшим образом зарекомендовал себя в моей экспедиции Марокко-2017.
Скидка 7% для друзей по промо-коду ЛС78.

От компании ШИНСЕРВИС было получено интересное предложение протестировать автомобильную резину MAXXIS BRAVO A/T 771. Пять баллонов MAXXISустанавливаются и балансируются на родных дисках пикапа Исузу в одном из фирменных центров ШИНСЕРВИС за 15 минут.

Безусловно, это все связано с автомобилями и входит в сферу моих интересов.
Имея трёх технических партнеров, за один день собираю собственные вещи в поездку.
Апрельские горы Турции не обещают мне хорошей погоды, но я очень рассчитываю на тёплый приём.

ПОЕХАЛИ
Машина собрана, наклейки наклеены, аккумулятор фотоаппарата заряжен, куплена хорошая бумажная карта в дополнение к навигации. К сожалению, моя команда (2 человека) собиравшаяся в эту поездку со мной, в последний момент «сделала финт ушами», не смогла, и я собрался провести все дни в гордом одиночном путешествии!
Тревожный сон накануне и попытка раннего выезда или Москвы. Цепкие, холодные щупальца московских пробок не выпускали меня около четырёх часов.
В первые два дня дороги, дождик не прекращался ни на минуту. Ориентация по дорогам между русскими городами давно не вызывает никаких вопросов — вся Россия изъезжена вдоль и поперёк. Только шлагбаумы платных участков трассы М4 планомерно тормозили мой автомобиль.
Заправок предостаточно, мой режим 100+10 км/ч в который раз помогает мне без стрессов преодолеть первую российскую часть пути с промежуточной ночевкой в придорожном мотеле. Балансировка колес великолепна, машина управляется легко, посторонние вибрации руля и т.п. не обнаружены. Расход топлива по трассе у груженого пикапа 8,5л на 100 км. Небывалый показатель. Пытаясь копить баллы, останавливаюсь на определенных заправках…мда, карты лояльности после Воронежа уже нигде не принимают…НАЗВАНИЕ есть, а ЛОЯЛЬНОСТИ нет…очень странный подход.
Я на КПП «Верхний Ларс» — пограничный переход из России в Грузию. У меня пару осетинских пирогов в коробках с собой на перекус, купленных по выезду из Владикавказа.
Середина апреля. До майских праздников еще более 10 дней, а значит, можно без волнения и очередей попасть в Грузию.

Совет №1:
Если вы уже выехали на автомобиле, то принимайте спокойно и с душой все что преподносит вам дорога. Особенно пробки. Особенно при прохождении Государственных границ. Заранее приготовьтесь к очереди и неразберихе на несколько часов. Сходите в туалет, запаситесь перекусом и термосом с чаем. И, конечно же, в автомобиле всегда должен быть запас продуктов на полные три дня. В любой сложной ситуации – делайте горячий чай, варите «быстро-суп» и варганьте бутерброды. Сытому человеку стресс переносить гораздо легче.

Говорят, что в теплый туристический сезон на «Верхнем Ларсе» люди оставляют от 5 до 9 часов в ожидании. Просто примите это как факт, как данность и просто ждите возможности увидеть добрые глаза грузинских пограничников, которые уже на границе вселяют в путешественников надежду и веру в прекрасное вкусное время, которое начинается сразу за шлагбаумом КПП.
Русская сторона отправила груженый пикап в рентген-ангар. Процедура «просвета» без выгрузки вещей заняла около 10 минут, потом девочка в пагонах долго задавала вопросы «а это что?», показывая на экран монитора. Так как весь багаж был сложен лично, то объяснить где стол, стулья и капсула похожего на НЛО гриля не составило труда. Шланг мобильного душа и принцип его работы вызвал у пограничников неподдельный восторг. Видимо, вопросы чистоты на заставе стоят достаточно остро. Получил заветную русскую печать «с машинкой» и через нескончаемый ремонт на перевале заехал на грузинский КПП. Передо мной две легковушки. Пока сотрудница КПП ставила штамп мне в паспорт, я показал другому пограничнику содержимое багажника. Больше никаких вопросов и, тем более, ДОСМОТРОВ с выгрузкой вещей не было. Я в Грузии!
Да, с 1 марта 2018 года для всех иностранцев, въезжающих на территорию Грузии на автомобиле, действует правило – обязательный полис ОСАГО. 2 недели – 1000 рублей, месяц 1600 рублей. Полисы продаются сразу после КПП в деревянных вагончиках с яркими вывесками. Только за наличный расчет. Но там же по нормальному курсу вам поменяют и рубли на лари.

ПО ГРУЗИИ
Первым и самым известным селом Грузии на границе с РФ является Степанцминда, между прочим, климатобальнеологическая курортная местность в Грузии. А красиво вокруг – глаз не отвезти. Конечно, усталый путник, только что преодолевший государственную границу, пускается здесь «во все тяжкие», т.е. начинает яростно знакомиться с великолепной грузинской кухней. Огромное количество кафешей и мини-отелей предложат вам все самое лучшее. И это совсем не реклама. Гостеприимности жителей Степанцминды (старое название села – Казбеги) нужно учиться всем. Наверное, проживание на высоте 1744 м с прекрасным видом на гору Казбек (5033 м) сказывается таким образом. Перечислять грузинские блюда можно до бесконечности (и это уместнее будет сделать в экспедиции по Грузии, которая обязательно состоится в ближайшем будущем), а пока передо мной смешной чек за несколько вкуснейших блюд, и недоеденное заботливо завернуто с собой.
Спуск по Военно-Грузинской дороге к Тбилиси не требует специальных навыков. Главное соблюдение скоростного режима, уважение и внимательность. Рамный пикап и АТ-резина MAXXIS позволяют уверенно штурмовать ямы и кучи грязного снега, которые еще встречаются здесь. Легковушки снижают скорость до 10 км/ч на очередном разрушенном зимой участке дороги, я же спокойно иду 60 км/ч, Исузу достается по полной, но пикап, работая подвеской, уверенно движется вниз.
Мотели перед Тбилиси значительно дешевле. Смотрю по сторонам, проезжаю несколько неприметных полукривых табличек. Яркая светящая вывеска, большие чистые окна мотеля, утопающего в свежей зелени. Охраняемая парковка во внутреннем дворе.

Совет №2:
Заселяясь в придорожный отель, уточните момент контроля периметра (присмотр за автомобилем). Всегда просите номер с окнами во внутренний дворик. Мелочь, которая может быть учтена при заселении (не сказывается на цене), позволит вам сладко выспаться в тишине, а не под шум и грохот проезжающих мимо фур.

Заселяюсь за совсем небольшие деньги. Горячий душ и спать.

Приятное грузинское утро. Теплые лучи весеннего солнца пробуждают все вокруг. Вкуснейший плотный завтрак, приветливый персонал, раздача сувенирных наклеек и карточек и я выезжаю дальше.

Совет №3:
Если у вас дружеский выезд или серьезная экспедиция и вы печатаете наклейки на авто (об этом я готовлю отдельный материал), напечатайте немного больше небольших 10х10 см для сувенирных дел. Абсолютно всем (от гаишников и таможенников до работников заправок и кафе, просто местным жителям и ребятишкам) приятно получить от путников какой-то небольшой сувенир в виде памятной наклейки или открытки с координатами вашего клуба. Еще это повысит вашу узнаваемость!

Очень неспешно рулю по теплому Тбилиси. Уже, выехав за город, в сторону погран-перехода на озере Акташ вспоминаю, что у меня есть недоеденный осетинский пирог и немного грузинского шашлыка. Под цветущими яблонями включаю О-гриль и через 10 минут у меня горячее меню. Термос, заправленный на завтраке кипятком (и своим зеленым чаем), удобное кресло, борт пикапа в качестве стола и солнышко. Классика жанра. Однажды, заболев автомобильными путешествиями, я вряд ли найду лекарство, которое меня исцелит. С каждым годом (читай, разом) болезнь прогрессирует. Поэтому, я и еду сейчас в Турцию!
Наверное, нет более чудесной поры – чем весна. Все просыпается, наполняется запахами цветов и трав…в общем, все горные дороги Грузии преодолевал с обязательными двумя-тремя остановками в час на созерцание и фото.
От Ниноцминды начались уже высокогорные пейзажи без деревьев. Грузия не мыслима без бесконечных стад коров и овец, без приветливых пастухов – каждый из который в приветствии поднимает руку! Домашний сыр, чай из трав, мед, выпечка…в местных кафе (порой без вывесок) можно получить гастрономический оргазм. Ни о каких мишленовских звездах здесь и не помышляют, но кормят шикарно.

Совет №4:
Если вы ни слова не понимаете на иностранном языке, а перед вами домик с окнами и какая-то вывеска, то попробуйте остановиться и просто спросить. В большинстве случаев это окажется магазином или кафе. Жест, обозначающий «кушать», понимают все. И подскажут «на пальцах» где ближайшее кафе.

Практически в каждом грузинском селе наблюдаются проблемы с асфальтом, когда общие дороги заслуживают твердой «четверки». Так же в селах выстроены новые небольшие аккуратные домики с надписью «POLICE», над которыми подняты флаги Грузиии, США и флаг Евросоюза. Сочетание странное, спросить было не у кого.
Конечно, имея свободным кресло пассажира, я подвозил местных (всегда так делаю). Это один из действенных способов заглянуть «внутрь жизни страны». Пастух, которого семья «перебрасывает» на другие пастбища. Военный, возвращающийся из увольнения. Молодой учитель, очень стесняющийся своей профессии. Женщина, спешащая в соседнюю деревню встречать дочь, возвращающуюся из Тбилиси…
Вот они, простые люди с простыми потребностями. Никто не обсуждал никакой политики, всех лишь заботили вопросы работы, семьи и здоровья. Все как у всех.
В высокогорных приграничных грузинских озерах Паравани, Сагари и Мадатапа, водится рыба. Вывески о продаже свежей рыбы есть (догадался по рисункам). По-русски здесь уже практически никто не говорит, но понимают. Мне удалось найти лишь в одном кафе местную форель и стрескать ее запечённую с овощами на углях. Супер. Покупка свежей рыбы для гриля из-за близости пограничного перехода с Турцией была отложена на обратную дорогу. Пока ездил вокруг озер почему-то в глаза не бросились рыбацкие лодки. Но рыба есть. Вкусная и очень недорогая.
Наблюдение. Грузинский шрифт очень напоминает узоры горных дорога на карте.
За каких-то три неспешных дня, соблюдая правила дорожного движения, никого не раздражая на дороге, я добрался да погранперехода на озере Акташ. Красивое место. Заправил полный бак перед границей с Грузией, так как был напуган шумом в интернете о «очень дорогом топливе в Турции». Поменял на грузинской стороне немного долларов (Турция обожает доллар) на первичные расходы. За 600 метров до забора грузинского КПП ко мне на переднее сидение усаживаются сразу ДВА человека в форме с просьбой подвести и тут же выходят, когда я въехал под шлагбаум. Пользуясь подобным «блатом» мне сразу ставят выездной штамп в паспорт, вносят данные об автомобиле в базу. Кстати, доверенность на автомобиль ни в России, ни в Грузии никто не спрашивал. Открываю крышку кузова…улыбчивый грузин дает мне напутственную речь. Всего десять минут и я завершил все процедуры прохождения грузинской границы. Не часто здесь проезжают русские на своих машинах. Несколько фур стоят на оформлении грузов, дальнобойщики радостно машут мне руками, спрашивают покурить… туристического трафика нет, вообще нет. Профессиональные водители одобряют мой выбор с этим КПП, так как в Батуми много машин и все достаточно дольше.
Через 100 метров такой же нарядный пост уже турецкой стороны. Первый раз в жизни я еду в Турцию на машине! Интересно! Очень!
Человек в черной форме показывает коридор, в который нужно заехать. Первое, что бросается в глаза – все пьют чай. Мне, конечно же, тоже предлагают. Я не отказываюсь. Из здания выходят 4 человек в форме, смотрят на содержимое кузова Д-макса и предлагают мне перетаскать все это на рентген. Конечно же, в ближайшей будке, рентген-аппарат не работает, я начинаю носить свой шмурдяк через две линии. Обращаю внимание, что никто не обращает внимание на багажа на ленте и, сделав всего две ходки, я по-русски им говорю «Все ребята, это весь багаж». Они просят открыть жесткий кофр с гитарой, хвалят инструмент. И жестами провожают меня грузить ящики с едой и одеждой обратно. Еще один сотрудник проверил бардачок (поражает внимание пограничников именно к содержимому бардачков и подлокотников). Иду с документами на паспортный контроль. Мне и тут наливают чай. Работник долго смотрит на мой загран.паспорт, на СТСку ИСузу, на Гринкарту (которую я оформил еще в Москве). Я передаю ему доверенность на машину (с переводом на английский), он долго смотрит на нее. Пытается найти совпадения в моих ФИО и номере паспорта с данными в доверенности…у него это получается.
Я получаю въездной турецкий штамп с отдельной пометкой, что въехал на автомобиле. Выкатываюсь за территории КПП…

САЛАМ МАЛЛЕЙКУМ, ТУРЦИЯ
Все тоже самое что и в Грузии, но уже по-другому!
Не зря древние люди давали имена странам и географическим областям. То же самое, когда из Алтая выходишь в Монголию — сразу все становится немного другим.
Даже дороги. Казалось бы, КПП «Акташ» самый удаленный и невостребованный погранпереход, а дорога к нему покруче чем у нас в Шереметьево или Домодедово.
Выбранные мной дороги приводят меня на закат с шикарным видом на Арарат. Фототехника не позволяет в полной мере отразить величавую гору, но я не спешу, пью чай с чурчхелой, провожаю солнце на фоне огромного Арарата.
Высота Арарата составляет 5165 метров. По существующим легендам на горе покоятся останки Ноева ковчега. Гора достаточно проста для восхождений и пользуется популярностью у начинающих альпинистов.

Интересный факт. Когда выбирали герб Армянской ССР, армяне настояли на изображении на нем горы Арарат. Этим фактом очень сильно возмутились турки «Как так, это же турецкая гора! Почему она будет на вашем гербе!?» На что, нарком иностранных дел СССР Чичерин тонко ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции»

Уже по темноте оказался у цветных гор вблизи Ыгдыра, которые мне очень напомнили цветные горы в Китае. Только в Китае из этого сделан большой атракцион по сбору денег, то здесь, между всей этой красотой пасутся коровы и работают крестьяне.

Совет №5:
Располагая временем и надежным автомобилем (рама, большие колеса) смело выбирайте второстепенные дороги. Они подарят куда больше эмоций и видов, чем шикарные асфальтные трассы. Обращайте внимание на высоты и рельеф. Чем замысловатее петляет дорога – тем путь будет интереснее. Оставьте место на скоростном шоссе для пузотерок.

Красивейшее озеро Ван показалось своей синевой сквозь горы. Бесконечный водный простор. Отсутствие по берегам каких-либо туристических сервисов. Кстати, придорожных кафе здесь тоже очень мало, поэтому – увидев первое, тормозите. Отменная свежая рыба в тарелке за небольшие деньги вам гарантирована. Заказываю одну здесь и одну свежую с собой. В кафе угощают маленькой порцией сыра с травами. Очень вкусно. Как я выяснил позже, это местный сырный деликатес – отлу пейнир, и его производят только здесь. И если искать специально, то очень сложно найти. Я попробовал! Советую!

По озеру Ван, кстати, из одноименного городка есть паромная переправа, которая является основной транспортной артерией для грузоперевозок между Ираном и Турцией (грузы идут в Стамбул). Жители прибрежных городков заняты в сельском хозяйстве и в рыбном промысле. Туристический сервис на озере развит очень слабо, но турецкое правительство вкладывает в этот регион деньги для развития внутреннего туризма.
Это земля древней Месопотамии, приграничная зона и место смешения культур. До сих пор бок о бок здесь в деревушках живут армяне, православные греки, сирийцы, арабы и турки. Реки Тигр и Ефрат снабжают всю Восточную Анатолию водой для орошения полей и гидроэлектро-энергией. В этом регионе некогда процветало царство Урарту. Ярким наследием этого царства является необычная порода кошек.. с одним голубым глазом, а другим – желтым. Эта порода совершенно не боится воды.

Обедая вкусной рыбешкой, рассматриваю карту. Бахчисарай. Вот это открытие! На второстепенной дорогое, глубоко в горах – Бахчисарай. Восемь раз я стартовал в пешие походы из крымского Бахчисарая. Такое родное название. Надо ехать. И, знаете, ни секунды не пожалел! Горные серпантины крадутся вверх, полно знаков «цепи», снега по обочинам не менее чем по пояс…а виды!!! Постоянно останавливаюсь и бегаю с фотоаппаратом! Добравшись до перевала на высоте около 2800 метров и обнаружив шикарную открытую панорамную площадку, решаю сделать перекус. Тем более, свежая рыбешка томится в кузове! Огриль, 10 минут на прогрев, 20 минут на прожарку рыбы в фольге…Очень вкусно, или как скажут турки «Чок лэззэтли»!

Совет №6:
Не спешите в путешествии. Дарите себе время на созерцание. Останавливайтесь в красивых местах, пейте чай, общайтесь с местными. Такой сервис можете себе позволить только вы! Составляя график путешествия, всегда имейте пару-тройку резервных дней. Жесткое расписание вымотает все нервы. А понимание, что у вас есть еще двое суток, которые вы можете потратить в спокойном режиме на свои интересы, реально расслабляет. Резерв по времени помогает не нервничать при мелких поломках и неожиданных эмоциональных открытиях. Подарите себе свободу.

Дорога в Бахчисарай представляла собой бесконечный серпантин, уверенно, набирающий вверх через зеленые луга и деревья и приводящий путника в царство снега и льда. Если вы любите дорогу, то не мне вам объяснять – какие виды дарит Путь. Я ехал не спеша, всматривался в черно-белую картину гор, крутил руль и головой. Д-Макс послушно крутил обе турбины, максимальная высота 3100 метров. Снова пауза, снова фотографии. Людей – нет. В одном придорожном ларьке усиленно махали руками – остановился, звали на чай, чай попил, стал предлагать деньги – не брали. Забрали открытками и наклейками.

Наблюдение. У каждого турка есть друг, который так или иначе связан с Россией, либо работал, либо жил, либо сейчас имеет какие-то дела. Многие встреченные мной люди, звонили своим друзьям и те разговаривали со мной по телефону на уверенном русском. Конечно, русский шоколад с турецким чаем, конфеты и сувениры очень сильно сближали нас. Все приглашали в гости, на сабантуй, показать горы/море/пещеры…накормить и напоить, спать уложить. Вот что значит гостеприимство. В Турции русского туриста не оставят в беде.

На обочине стоит старый Рено. Кстати, автомобильная марка номер один здесь. От сорокалетних до самых новых моделей – все здесь. Плюс, старые микроавтобусы Форд-Транзит. А вообще, национальный автомобиль Турции – это «кабучок». Пока Южная Америка и Африка колесит на пикапах, турки все пихают в «каблучки». В деревнях практически нет старых пикапов, но новые Амароки, Хайлаксы, Л200 и Д-максы здесь есть. Крестьяне потихоньку начинают понимать толк в настоящих полноприводных рамных автомобилях. Так вот, у «каблучка» прямо на дороге сидит дед. Останавливаюсь. Колесо дед открутил. По ощущениям, покрышке столько же лет, сколько и автомобилю…только корд не торчит. Прокол. Достаю набор жгутиков. На ремонт уходит три штуки. Шинсервису нужно вводить спец.наборы по ремонту шин в продажу. Как небольшие блистеры с 2-3 жгутиками, так и профессиональные коробочки для атвопутешественников и серьезных и дальних выездов. Срезаю торчащие остатки жгутов. Дед молчит. Достаю компрессор Беркут, накидываю клеммы на аккумулятор, накачиваю колесо. Накаченное колесо пытаюсь водрузить на ступицу…все отверстия под болты в чудовищном состоянии и похожи на рваные раны с остатками резьбы. Аккуратно вкручиваю четыре болта, снимаю машину с домкрата. Дед молча берет у меня ключ и аккуратно подтягивает каждый болт. Я убираю компрессор в сумку и ставлю за сидение. Дед молча достает бутылку воды, поливает мне на руки. Потом я поливаю ему. Дает какую-то тряпку. Пока я вытираю руки, он из термоса наливает два стакана чая (стакан по-турецки – «бардак»). Кидает по три кубика сахара в каждый и говорит по-русски: «Русский, спасибо тебе». Молча пьем чай, жмем друг другу руки. Рено заводится, в зеркале заднего вида я вижу только черный дым от старого белого «каблучка» — деду тоже надо в горы. Кстати, забегая вперед скажу, что мои шины Максис прошли всю экспедицию без проколов.

Городок Бахчисарай, настоящий, турецкий, расположен в долине одноименной реки.
Пирамидальные тополя, температура здесь теплее на 15 градусов чем в верховьях (+24). Стоя у красивого старинного горбатого моста, на минуту представил янычара с ятаганом, который рубился в Крыму и чудесное крымское место назвал именем своей деревни. Природа очень похожа. Старый городок ютится в ущелье. Деды пьют чай, сидя вдоль единственной городской улицы, детвора в чистой форме спешит после школы домой, матери встречают своих взрослых дочерей в платках. Велосипедист с большим лотком на багажнике куда-то везет большое количество свежих лепешек перетянутых бичевой. Тракторист долбит молотком по какой-то прицепленной к трактору бороне. Я медленно еду через город, вызывая неподдельный интерес у всех жителей. Наверняка, Исузу Д-максы с российскими номерами здесь встречается не часто. Останавливаюсь у ларька с фруктами. Пока выбираю яблоки и груши, работник выносит три стакана чая и предлагает с ним выпить. Отказываться не в моих правилах. Свежезаваренный турецкий чай прекрасен. Выбранные мной фрукты тянут на какие-то смешные деньги, на сдачу забираю пару пачек чая и совсем на монеты беру пару коробок иранских фиников. Какое разочарование я испытал потом, в Москве, пробуя иранские финики…НУЖНО БЫЛО БРАТЬ МИНИМУМ 10 КОРОБОК, тем более по 50р. Они были божественны. Меня, после марокканских фиников, не сильно можно удивить. Но эти были мясисты, сочны и очень вкусные.
Чаем в Турции угощают везде. Шикарный ритуал. Вкусный. Ну и дарит путнику некоторую необходимую паузу. Практически, все встреченные мной жители Турции, пытались у меня что-то спросить и разузнать. Но делали это на турецком языке. На мои жесты, обозначающие непонимание, они повторяли свой вопрос несколько раз. Английского языка в горной Турции нет. Оставалась надежда только на друзей друзей, которые имели отношения к России.

В ущелье, в котором распложен Бахчисарай темнеет гораздо раньше, чем высоко в горах. При появлении теней начинаю задумываться о ночлеге. Опытный глаз всматривается в рельеф, пытаясь угадать и найти хорошее место для ночлега в палатке. Заезжаю в пару отвороток, мимо. Минут через тридцать мои поиски увенчались успехом. Я стою на ровной площадке у ручья Буюк Дереси. От дороги меня закрывает плотный ряд свежих цветущих кустов, до воды вниз около 50 метров. Принес полканистры (5 литров, хватит на ужин, завтрак, помыть посуду и почистить зубы), поставил кипяток. Никто из путешествующей братии не брезгует супами быстрого приготовления, макаронами, пюрешкой и т.п. Мы же не едим это каждый день. Да, на дневке можно сварить настоящий суп, приготовить плов. В данной ситуации, когда я один – выпендриваться нет смысла. Готовлю себе пакетик супа-письма из Польши (специально в польских супермаркетах покупаю пакеты «Подравка»). Пять минут кипячения, и красивые горячие макаронные звездочки с вкусным лавашом отправляются в меня. Перед тем, как высыпать содержимое пакета «Подравка» в кастрюлю, плескаю пару чашек кипятка в термос с заваркой. (всегда берите с собой термос и учитесь им пользоваться – это экономия времени и денег, ну и вкусный чай/кофе никто не отменял). Для легких выездов с хорошей погодой вполне сгодится быстро-палатка из Декатлона. Бац, палатка стоит, я разворачиваю в ней коврик, спальник, запираю крышку кузова и сам пикап. Беру с собой в палатку антивандальный непромокаемый бокс с документами, деньгами и ключами от машины. На улице еще не темно, а я уже засыпаю под шум ручья, запах и шелест свежих листьев. Кстати, жизнь в горной Турции в темное время суток замирает. Мотаться ночью по горным дорогам то еще удовольствие. Ночной звон ручья выгонит из палатки любителя почаевничать перед сном. Луна, звезды, горы и я посередине.

Совет №7:
Всегда, отдыхая на природе, старайтесь на ночь убирать лагерь. Даже в самых безлюдных местах, обязательно найдутся люди, которым очень понравится ваша походная мебель, кружки, сумка с обувью и зарядка для фотоаппарата. Не забывайте про любопытных белок, енотов и лис, которые с радостью полакомятся вашими недоеденными порциями. И что забавно, могут ночным грохотом тарелок и котелков вас изрядно напугать. Чистая посуда и чистый лагерь – залог спокойного сна. Ну и утренняя роса перепортила не мало забытой вечером на улице электроники.

Пускач-зарядка от Беркут JSL-12000 освещает палатку и заряжает мой планшет, в который, кстати, и пишу этот отчет. Маленького светодиода вполне хватает для технической подсветки внутри палатки. Интересно, в приборе есть еще режим стробоскопа, который пригодится, если вы встали на трассе ночью и, например, меняете колесо. Мигающая лампа сообщит другим водителям, что на обочине что-то происходит. Никогда не пренебрегайте безопасностью. Светоотражающий жилет, который только сейчас входит в моду российских автолюбителей – это прежде всего ваша безопасность.

Проснуться в сельской местности от того, что корова жует палатку – милое дело. Главное не пугаться. Корове самой страшно!
Оказалось, что вчера я спустился к ручью по довольно крутому склону. Подрубаю полный привод и спокойно забираюсь наверх к асфальту. Лет семь назад подобный склон (и спуск и подъем по нему) вселили бы в меня легкий ужас. А сейчас, я четко знаком со способностями полноприводного пикапа и АТ-шин Максис. Долгая дорога располагает к тесному знакомству с Д-максом и резиной. Никогда бы не подумал, что могу уловить разницу в поведении на шоссейке и АТшке…а она есть и я ее почувствовал! Пикап Исузу, кстати, довольно легко рулится, прогнозируемо разгоняется и тормозит. Ведет себя послушно и мягко. Сидение удобное, я уже еду по Турции, а никаких приветов спина и пятая точка мне не передают. У сидений нет ярко выраженной боковой поддержки, но в режиме созерцания она и не нужна. А у меня такой режим «включен» всегда.

Впереди меня ждет гора Немрут-Даг, на которой стоят огромные каменные головы. 2200 лет назад царь Антиох I Теос решил сделать на горе святилище и воздвиг храмовый комплекс, построив пару храмов и установив несколько скульптур. На гору ведут 800 ступеней, приготовьтесь пошагать. Храмовый комплекс открыл в 1881 году немецким инженером Карлом Сестером, однако археологические изыскания здесь начались только через что лет в 1990-х годах.

Излазив всю гору, наткнулся на голову птицы Беркут. Удивился. Стал рассматривать древние таблички и каменные плиты с насечками и разгадал одну древнюю легенду.

Легенда о Беркуте, гора Немрут-Даг.
События отправляют нас на два тысячелетия назад.
Придворный советник и математик царя Антиоха Первого Теоса (по имени Комрепсар) однажды мешал соломинкой загустевший айран и случайно дунул в нее и удивился своему открытию. Воздух прошел через полую соломинку и пузырьками вспенил прохладный напиток, взболтав и перемешав айран в пиале. Ученый долго никому не рассказывал о своем изобретении, думал, как применить это Тайное Знание.
Однажды, Великий Царь Антиох принимал горячую ванну на открытом крыльце своего дворца. Советник привел восемь рабов с большими трубками тростника. Рабы опустили одни концы трубок в воду, а вторые приставили к ртам и стали в них дуть. Воздух шел под давлением в воду, разлетался на мелкие пузырьки с брызгами. Это развлечение очень понравилось царю. Он научился получать удовольствие от пузырьков воздуха в ванне, то подставляя ступни ног под булькание, то спину.
Ошеломленный Царь улыбнулся и поднял указательный палец в небо. Вся присутствующая свита замерла и подняла головы вверх – там, в облаках парил Беркут. Это был Знак! Как вы уже догадались, это царская процедура удовольствия накачки воздуха в бассейн восемью рабами стала называться «Беркут-Р8». Через некоторое время, советник Комрепсар, который много экспериментировал, показал Антиоху Первому Теосу различные модификации своего изобретения «Беркут Р10» и «Беркут Р12» (разница в количестве используемых рабов). Царь был в восторге и повелел высоко в горах воздвигнуть храм и скульптуру этой красивой птице Беркут, благодаря которой удовольствий в царской жизни прибавилось!
Имя советника и математика зашлифовалось временем и дошло до наших дней как Компрессор. Спустя два тысячелетия, в очередной раз накачивая колеса своей машины Компрессором «Беркут Р17», «Беркут Р20» или «Беркут Р24», вспомните это мое историческое открытие. Теперь вы точно знаете, что означает буква «Р» в названии компрессора!
И еще. Идею с воздушными пузырьками в ванне стащил известный в те времена итальянский купец и проныра Джельсомино Джакузетти, гостивший в то время у Антиоха. Но это уже совсем другая история.

Дата открытия 24 апреля 2018, Сергей Лысенко, Директор Экспедиции «Рахат Лукум» на пикапе Исузу Д-Макс в Каппадокию. Горная Турция, Восточная Анатолия.

В этом регионе есть еще несколько интересных городов – Шанлыурфа, Мардин и Газиантеп которые помнят Александра Македонского. Они рекомендованы к посещению любителям древней архитектуры. В Газиантепе есть большой и шикарный археологический музей, в котором собраны хорошо сохранившиеся мозаики из домов богатых граждан. Римская Империя оставила своим следы по всему Средиземноморью. Совсем недавно я знакомился с мозаичными панно в древнем римском городе Волюбилис в Марокко. Куда, кстати тоже, добрался на своем автомобиле со стартом из Москвы. Вторая экспедиция в Марокко

КАППАДОКИЯ
На древнеперсидском языке «Каппадокия» означает «Страна прекрасных лошадей». В времена Древнего Рима здесь собирали специальный налог с продажи племенных кобыл. Мои же исузовские 163 «кобылы» за несколько дней, оставив позади чуть более 4600 км, уверенно доставили меня из Москвы в Центральную Анатолию. После нескольких дней дороги и походной жизни я решил пару ночей провести в каком-нибудь местном отеле с завтраком и террасой на крыше, для наблюдения за рассветными полетами воздушных шаров и закатной атмосферой восточной сказки сдобренной пением муэдзина.
Здешний ландшафт создавался более 30ти миллионов лет. Вся территория региона была покрыта многометровым слоем вулканического пепла, который несколько раз накрывали волны лавы. Сверху получилась твердая порода, под которой находится подверженный выветриванию и эрозии вулканический туф. Всего каких-то 300 квадратных километров, а провести с пользой и интересом здесь можно не один день.

Заехав в уникальный городок Гёреме, под удивленные возгласы «Зырь, пикап из Москвы!» и улыбки соотечественников запарковал Д-макс и отправился по близлежащим отелям. Метод тыка оказался успешным уже на третьем ресепшене. Я получил номер в уютной гостинице с завтраком и террасой всего за 900 рублей/сутки.

Совет №8: В поисках придорожных отелей можно пользоваться приложениями электронного бронирования и значков «отель» в электронных картах. Но и прямые контакты с осмотром номеров никто не отменял. Практически всегда, если вы путешествуете не огромной группой, вы найдете свободные номера на одну/две ночи. А это позволит сориентироваться на местности и выбрать уже подходящий именно вам вариант. Не заостряйте внимание на сервис и обстановку. В дороге это не особо важно. Когда у вас закрыты глаза (т.е. вы спите) – вы не понимаете какие шторы висят на окнах. Поэтому, заселились-помылись-поспали и поехали дальше. Без стресса.

Каппадокия – бесконечный ландшафт изъеденного вулканического туфа. Наверное, это самое сухое описание, которым можно охарактеризовать данный регион. Люди со всего Мира стремятся сюда, чтобы окунуться в историю, прогуляться по тропинкам между причудливых скал, изучить пещерные города и, конечно же, полетать на воздушном шаре. Я не исключение. Каждый отель сотрудничает с несколькими фирмами, которые организуют полеты на воздушных шарах. Стоимость часового полета зимой составляет около 60 долларов, в теплый сезон колеблется от 140 до 200 долларов США. В «своих» фирмах при моем отеле не оказалось свободных мест. Я погулял по вечернему Гёреме и не без труда нашел контору, которая обещала завтра забрать меня в 5 утра из отеля, напоить утренним чаем с пирогами, покатать на воздушном шаре и вернуть уже в 8 утра в отель.

ПОЛЕТ НА ШАРЕ
Глубокое нехолодное каппадокийское утро. Перед туристами, выходящими из микроавтобуса, возникает следующая картина. Небольшой столик с термосами чая и кофе, пирожками и снеками. Рядом огромная пассажирская корзина лежащая на боку и тело воздушного шара, тканью расправленного по земле. Мощные вентиляторы и газовые горелки гонят в внутрь шара теплый воздух. Оболочка постепенно расправляется, колышется и набирает силу. Теплый воздух заполняет капроновый кокон и стремится подняться вверх. Вокруг причудливые скалы, подсвеченные пламенем газовой горелки и лучами розового рассвета. Шар уже оторвался от земли, корзина, лежащая на боку, становится вертикально, 20 пассажиров располагаются внутри…тихий старт…ни тебе визга шин, ни рева моторов…просто мы поднимаемся вверх…чудо. Кто не пробовал – это нужно сделать обязательно! Фигуры людей все меньше, пейзажа все больше.

Одновременно в воздух в сезон здесь поднимается не меньше 150ти шаров, завораживает. Мастерство пилота позволяет нашему шару лететь то в 10ти метрах от сказочных скал, заглядывая в древние окна пещерных городов, то лететь бок о бок с другим шаром, радостно приветствуя соседей, то резко взмыть вверх и наблюдать сверху за разноцветными шариками на фоне раскрошенного временем вулканического туфа в цветущих турецких садах. Час полета пролетает достаточно быстро, не успеваешь насладиться, хочется еще. Самые матерые пилоты приземляют пассажирскую корзину на большой прицеп. Не очень опытным помогают работники, корректирующие траекторию приземления шара заранее скинутыми веревками.
Мы покидаем корзину, всем вручают сертификаты о полете (у меня уже два) и наливают шампанское.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ
Это Аэростат – поднимается вверх из-за разницы температур воздуха внутри шара и атмосферы
Материал оболочки – капрон или лавсан
Объем воздушного шара может достигать до 3000 куб.метров
Корзина, в основном, сделана из ротанга и весит около 300 кг
На борту всегда 4 баллона с газом по 30 литров (пропан)
Полет длится от 30 до 60 минут
Единовременно в корзине могут находится до 20 человек
Шары классифицируются по международным правилам воздушных перевозок. Самые распространенные классы шаров АХ-7 и АХ-8
Шары всегда летают на рассвете или закате, что связано с неравномерностью прогрева земли (разные восходящие воздушные потоки)
Шар всегда летит по ветру и минимально управляется системой клапанов и силой пламени газовой горелки
Шары поднимаются на 200-300 м над землей
Транспортировка оборудования осуществляется только на специальных подготовленных полноприводных внедорожниках с прицепами
Самые опытные пилоты опускают корзину сразу на прицеп
По правилам авиаперевозок все пассажиры застрахованы
По приземлению всем пассажирам выдают сертификат и наливают шампанское
Стоимость полета от 60 долларов зимой, до 160-200 долларов в высокий сезон
Конечно, существует возможность организовать приватный полет

Самое главное, полет на воздушном шаре – это прежде всего невероятные положительные эмоции. Еще в таком красивой месте. Рекомендую.

ВИНОГРАДНЫЙ КРАЙ
Каппадокия – это винный регион Турции, так как вся история здесь связана с христианством. Turasan Winery, Turasan, Doluca, Sarafin, Kavaklidere – самые крупные винные хозяйства страны, которые начали активно развиваться после снятия официального запрета на производство каких-либо алкогольных напитков. На каждой винодельне проходят экскурсии с дегустациями. Так как ничего не смыслю в вине, оставим этот абзац для специализированных журналов или гурманов. Но, говорят, местный Шардоне исключительно хорош.

Каппадокия представляет собой территорию, поделенную на заповедники, но об этом можно узнать случайно, когда уже будет стоять палатка. Мне повезло, я аккуратно ездил вокруг крестьянских наделов и бесконечных виноградников. Три раза ночевал в разных местах и ни разу не нарвался на ренджеров. Искал точку встречи с шарами на рассвете. Два раза шары стартовали из Гёреме и летели в другую от меня сторону. В третий раз мне повезло!

Один раз уперся в свежераспаханное поле. Спустил колеса до 1 атм (проф.монометр помог, удобно травить и контролировать), подрубил на всякий случай понижайку и преодолел около 500 метров без остановки. Сразу после сложного участка решил накачать колеса. «Двацатый» Беркут, залежавшись в кузове, радостно застрекотал и быстро накачал все четыре колеса. Приятно. Уверенно. По-нашему!

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ
Сейчас в регионе открыто 36 пещерных городов разной степени сохранности. Некоторые окультурены и принимают туристов, некоторые только находятся на стадии раскопок, часть разрушена и вряд ли будет разобрана (в ближайшее время).
Самое лучшее время для посещения этих мест – с 9 до 11 утра, когда автобусы еще мечутся между отелями, собирая любопытных туристов. Тайна, конечно, есть. Атмосфера, тоже. Знаю нескольких человек, которые облазили все пещерные города Крыма, Грузии и активно осваивают Турцию. Можно спуститься на 8 уровней вниз или, если присутствует клаустрофобия, можно прогуляться по деревням-заповедникам под открытым небом, с замиранием сердца прислушиваясь к звукам в покинутых жилищах. Последнее глобальное переселение (читай, закрытие) пещерной деревни Зельве было насильно устроено в 1965 году. Армяне, проживающие в пещерах, с неохотой освобождали занимаемые помещения, и были с помощью армии переселены в бараки-общежития, специально построенные для этих нужд. В деревнях по соседству еще живут люди, которые родились в этих пещерах.

— Муххамед, я родила тебе третьего сына! – кричала Гюзель, протирая младенца подолом юбки.
— Сын! Я понял! Хорошо, – улыбаясь говорил Муххамед, брал в руках кирку и из «двушки» за пару дней делал «трешку».

В одной из комнат в извилистых коридорах лежал (как специально) брошенный уже заржавевший молоток с острой кромкой. Применяя лишь силу и точность, я довольно ловко выбил полость 10х10х10 см за какую-то минуту. Вулканический туф – мечта всех строителей. А в условиях непрекращающегося желания всех жителей городов – увеличить свою жилплощадь, просто панацея.
Зелве, Деринкую, Ургюп, Аваное, Каймаклы это лишь самые известные пещерные города региона. Оплот христианства, с замысловатыми каменными дверьми ловушками, системой потайных ходов, вентиляцией, помещениями для животных и, конечно же, древних церквей с сохранившимися до наших дней фресками. Буквально за пару часов подземной экскурсии легко почувствовать себя Индианой Джонсом в поисках сокровищ. Сложно представить, что в этих городах одновременно проживало от 500 до 20000 жителей! Под землей! Самым незагруженным и незаполированным туристами является Каймаклы.

О СУВЕНИРАХ
Турист, у которого деньги в кармане «жгут ляжку», всенепременно найдет куда их потратить. Я обзавелся шикарным турецким ковром и, наконец-то, купил набор из шести «бардаков», ой, изящных турецких стаканов для чая. Гончарные изделия, изразцы, поделки из туфа и оникса, чеканка, шерстяная одежда, сладости…турецкая музыка… все что пожелает турист – здесь есть Ради Бога, не тратьте деньги на китайские безделушки, лучше купите что-то действительно уникальное. А еще, обязательно, отправьте почтой бумажные открытки родным и близким, они будут приятно удивлены.

Совет №9:
Покупайте сувениры супермаркетах! Это Правило отлично работало в Марокко, в Польше, в Италии, в Китае, и теперь в Турции. Уникальные местные тарелки-кружки, сладости, конфеты, чаи, кофе, брелки и т.п. Все продается здесь.

Конечно, домой я прикупил и турецкий ковер, торгуясь за чаем в магазине ковров в Гёреме. А в магазине постельного белья раздобыл шикарный комплект настоящего турецкого трикотажа! (который в Москве стоит в 4 раза дороже). Аккуратно все запаковал в свои походные ящики и довез все в целости и сохранности до самого дома!

Информация для автотуристов, собирающихся в Турцию
Гринкарта на месяц стоит 4600 рублей. Всегда берите страховку с запасом по датам. Даже просрочка на 2 часа повлечет огромный штраф от 1000 евро, который вы должны будете выплатить на границе. Иначе не выпустят.
Деньги: 1 турецкая лира = 15 рублей (май 2018)
Соблюдайте ПДД. Встречи с полицией без нарушений не будет.
Дорожная сеть позволяет избегать движения по платным дорогам.
Средняя скорость по стране 800-100 км/ч при движении на SUV или джипе
Цены за литр топлива:
— бензин 6 лир
— дизель 5 лир
— газ (пропан) 3 лиры
Одноместный номер в отеле с завтраком от 60 лир
Всегда можно найти дикое место под палатку, не просматриваемое с основных дорог
Покушать в кафе от 10 лир
Турецкий чай, даже на заправках, фруктовых магазинах и т.п. – бесплатно

Самое главное: турки очень гостеприимный народ, но никогда не забывайте что вы в Восточном Царстве.

О пикапе Исузу Д-Макс (по пробегу 10000 км за 16 дней)

Что понравилось:
+ удобный салон, я не устал в длительной дороге
+ прекрасно настроенная связь между мотором и АКПП, никаких явных провалов и турбоям
+ расход топлива 8-8,5литров дизеля на 100 км
+ надежный двигатель 2,5л 163 л.с. (двигатель такого типа ставят на малотоннажные грузовики)
+ рама
+ отличное поведение на трассе, прогнозируемые обгон и торможения
+ хорошая обзорность с места водителя
+ высокая посадка
+ неубиваемая кожаная отделка салона (я голосую за практичность)
+ наличие подключаемого полного привода и понижайки
+ отличный головной свет и огромные стоп-фонари (я за безопасность)
+ 6 подстаканников для первого ряда, 3 бардачка
+ наличие выбора фирменных аксессуаров (накладки на бампер, ветровики, пороги, рейлинги, крышка кузов и кунг)
+ мягкость и плавность хода (не забываем, это рессорный автомобиль с полноценным задним мостом)
+ прекрасный звук штатной магнитолы
+ межсервисный интервал 20000 км
+ гарантия 5 лет
+ возможность покупки версии Арктиктракс (35” колеса) с сохранением официальной гарантии

Что не понравилось:
— не хватает полноценного центрального монитора с камерой заднего вида (кто ездил на пикапах, поймет почему)
— нет человеческого разъема USB, только через переходник
— слишком хлипкие штаные подножки
— ручка громкости на магнитоле справа (а не слева, как мы привыкли)
— отсутствие блокировки заднего дифференциала

Простой вывод. Пикап Исузу Д-Макс годится для жизни и путешествий. В нем есть все, чтобы в пятницу вечером рвануть из офиса на природу и уже через четыре часа на берегу реки жечь костер и ставить палатку. Поездки на работу, в супермаркет, детский сад, путешествия, охота и рыбалка, работа по даче…все по силу этому японскому пикапу.
Как я всегда говорю – Пикаповодов бывших не бывает (с)
Сам хочу пикап!

ДОМОЙ
В каждом путешествие есть точка начала возврата домой. Это путешествие не исключение. Выполнив программу минимум, пакую багаж в вместительный пикап и стартую в сторону дома. Более 4000 км дороги, границы, приключения, снова встречи и расставания с интересными людьми. Неожиданные попутчики и ночные гости, песни под гитару у костра, многочасовая пробка на границе Грузии и России, повышенное внимание сотрудников ДПС в Кавказском регионе, большие швейцарские зенненхунды и скала Парус на Черном море, и т.п. Про это можно писать отдельный большой рассказ, но это всего лишь дорога домой!
Очень много наклеек «ЛС78» наклеено в Турции, еще больше подарено. Более 200х открыток с пикапом Д-макс получили интересующиеся экспедицией люди, спето множество песен, маленькая горка вкуснейших кебабов приготовлена на газовом О-гриле, Беркутом накачено 18 автомобильных колес, на покрышки МАКСИС БРАВО АТ 771 намотано 10000 км и никаких вопросов к колесам и балансировке ШИНСЕРВИСА не возникло!…это кратко.
А если чуть глубже.
То Турция совсем недалеко. От КПП «Верхний Ларс» до турецкой границы всего 350 км. Настойчиво рекомендую Турцию (читай, Другую Турцию) всем авто и мото путешественникам. Это недорого, просто, безопасно и очень интересно. Самый изысканный взгляд найдет для себя красивые пейзажи, самый любопытный исследователь древностей увидит старые новые храмы, самый избалованный гурман насладиться вкуснейшими турецкими фруктами и блюдами, приготовленными на огне, самый дотошный фотограф привезет домой террабайты фотографий…и все это под добрый прием турецкого народа, который любит гостей и жизнь. Всегда есть дикое место для палатки, всегда можно найти придорожный отель, множество кафешек и магазинчиков не дадут умереть с голоду, а дороги от шикарных трасс до горных проселков, доставят массу удовольствий и путешественнику на пузотерке и матерому джиперу. Хожу дома по турецкому ковру, пью турецкий чай, пробую свежий лукум и пахлааву…И СНОВА ХОЧУ В ТУРЦИЮ!

Совет №10:
Если вы хотите куда-то попасть, заведите папку на компьютере и складывайте туда всю полезную информацию по теме. Сами не заметите, как папка подрастет, будет давить вам на сознание, и вы захотите наконец-то ее использовать! И как легко вам будет ориентироваться на выбранном маршруте.

На моем рабочем столе сейчас…12 папок.
Еще раз выражаю благодарность компании ИСУЗУ РОССИЯ за возможность осуществить мечту в любимом мной формате.

Спасибо компаниям:

БЕРКУТ
VIP скидка 15% по моей карте 20160555

О-ГРИЛЬ РОССИЯ
Скидка 7% для друзей по промо-коду ЛС78.

ШИНСЕРВИС за качественный шиномонтаж и надежные шины MAXXIS BRAVO A/T 771

Май 2018, Сергей Лысенко, Турция-Грузия-Москва
www.LS78.ru
Крутанем Планету!

Если считаете мой отчет полезным, напишите, пожалуйста, комментарий, сделайте репост и т.п. Спасибо!

Нитка Маршрута, 10500 км
[РОССИЯ] Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Армавир-Пятигорск-Нальчик-Владикавка-КПП «Верхний Ларс»
[ГРУЗИЯ] Степанцминда-Мцхета-Тбилиси-Цалка-Ниноцминда-Ахалкалаки-КПП «Акташ»
[ТУРЦИЯ] Чилдыр–Арпачай-Карс-Дигор-Ыгдыр-Догубаязит-Мурадие-Ван- Бахчесарай-Битлис-Батман-Диярбакыр-Хильван-Бозова-Газиантеп-Кахраманмараш-Пынарбаши-Касери-КАППАДОКИЯ-Нигде-Мерсин-Аксарай-Невшехир-Сивас-Эрзинджан-Эрзурум-Карс-Арпачай-Чилдыр-КПП «Акташ»