Южноамериканская Пустыня Атакама, Дольмены Черного Моря и пикап Тойота Хайлакс
История моего интереса к дольменам имеет более чем двадцатилетние корни, когда я первый раз приехал автостопом на Черное море и попал в компанию чудиков-изотериков, искавших на этих мегалитических сооружениях потоки космической энергии.
А первое знакомство с пикапом Тойотой Хайлакс состоялось в Чили (Южная Америка)и было очень продуктивным и смысловым.
Какая связь между этими историями? Самая прямая. Поучив новенький Тойота Хайлакс в комплектации «Эксклюзив», было решено махнуть на нем в сторону Геленджика для сбора материала по проекту «Дольмены Черного моря», которым активно занимается коллектив Команды ЛС78 #teamls78.
Теперь все по порядку.
Чили, февраль 2018 года. Я участвую в организации немецкой мото-экспедиции, которая должна за 40 дней преодолеть 6000 км от Вальпараисо (Чили), через Пустыню Атакама (Чили-Боливия) в Перу (с обязательным заездом на Мучу-Пикчу) и вернуться в Икике, откуда мотоциклы планировалось отправить контейнером домой в Германию.
На третий день после старта у нас сильно ломается бус сопровождения, который немцы притащили в контейнере с собой. Два дня официальных сервисов ничего не дали. Принимаем решение — руководителя экспедиции оставить в официальном сервисе, а я продолжаю путь со скарбом экспедиции на арендованном пикапе. В Южной Америке, кстати, обожают пикапы, здесь их точно более 30%, ну каждая вторая машина с кузовом, но каждая третья точно! Ближайшие прокатные конторы имели в распоряжении новенькие пикапы на базе легковых автомобилей, что нам категорически не подходило, так как в группе было 18 мотоциклистов и каждый был со своем палаткой и большой сумкой вещей. (Европейцы могу себе позволить заплатить за сопровождение сервис-каром, который тянет все запасные колеса, вещи и кемпинговое оборудование на группу. Наших же мото-путешественников часто встречаем в «полной выкладке», что затрудняет скоростное движение и маневренность на оффроуде). В близлежащем городе находим красный Тойота Хайлакс, сразу бронируем на неделею, которую нам предстоит провести в Чили перед заездом в Боливию, т.к. в этих странах нет соглашения на использование прокатных машин в разных странах. На снятой в Чили машине можно ездить только в Чили, на боливийской – только в Боливии (Перу и Аргентина – не исключение).
Забираю машину – им оказался пикап в начальной комплектации, по-нашему – совсем пустой. Без кондиционера, магнитолы, регулировок сиденья водителя (только спинка и взад-вперед) и руля. А на улице в феврале в Чили все-таки лето и +30+35 градусов. На леком пикапе с МКПП добираюсь до кемпинга и группа начинает «танец с бубном», точнее — размещение части багажа (50%) в один пикап. Каждый участник поделил свою вещи на две кучки «нужно в ближайшее время» и «можно и обойтись», и приготовился провести в пустыне Атакама ровно пять дней и пять ночей (за этот срок планировали отремонтировать автобус).
За что я люблю пикапы – это за то, что можно размеренно и неспешно «впихнуть невпихуемое». Откидываю задний борт, что бы увеличить площадь погрузки.
Экспедиционные баулы ставлю вертикально в кузов Хайлакса (плотность груза увеличивается, а шансы, что сумки вылетят от тряски во время движения вне асфальта – уменьшаются). В пикап помещаются около 26 больших сумок мото-туристов, а так же весь необходимый для существования экспедиции кухонный набор (посуда, газ и продукты). Пикап немного приседает, как и принято у рессорных машин. По предварительной оценке, груз тянет на 700 кг. Все хозяйство укрываем серым тентом, что бы спрятать содержимое кузова от посторонних воровских глаз и спасти от вездесущей пыли, которую на второстепенных дорожках Чили «специально» завозят тоннами. Тестовый круг по кемпингу – вуаля! Наличие пикапа – спасение всех путешественников! И в этом я убеждаюсь каждый раз.
Два дня мы ехали по сносным грунтовкам вдоль моря, останавливаясь в кемпингах. Полная разгрузка/погрузка пикапа вызвала сложности лишь в первый раз, последующие четыре раза мы совершали это отлаженно и быстро, у каждой сумки и ящика было отведено свое место. Погрузка, тент, поехали. Единственное, после каждой процедуры мне необходим был душ…всепроникающая пыль покрывала меня таким же ровным слоем, что и герметичные баулы участников.
Кактус-Канделябр Накатанная грунтовка Здесь нет воды 120 лет Дикая ночевка в Атакаме
Море, кактусы, я в пикапе с открытыми окнами. Настоящая мужская работа, я бы сказал – работа мечты. Пикап идет ровно, расход груженой машины не переваливает за 9 литров на сотню. Голосуют два туриста с рюкзаками. По просторам Южной Америки мотаются всякие чудики. Почему не подвезти? Рюкзаки веревками привязываю в кузове поверх тента, парень садится на переднее сиденье, девушка назад. Им, как и мне, вдоль моря. Заднее сиденье пикапа годится для недолгих переездов. На дальнем маршруте нерегулируемая спинка дивана сделает свое дело и превратит путешествие в испытание. Хотя, знаю одну компанию, которая на предыдущем Хайлаксе в-пятером в салоне умудрились съездить на Алтай и обратно из Москвы.
Съезжаем трассы к кемпингу…дорожка идет вдоль пляжа…сразу проваливаюсь и зарываюсь в песчаную колею…мои попутчики просят отвязать их рюкзаки и со словами благодарности уходят за валуны разбросанные по пляжу…я остаюсь один на один с застрявшим пикапом. Уверенно сажусь в салон, пытаюсь включить полный привод…а его нет. Да-да, рынок Южной Америки изобилует пикапами с задним приводом. Привычная для нас формула «пикап=полный привод» здесь не является теоремой. В общем, раздатки нет. Молитвы не помогут. Я посреди пляжа в застрявшем пикапе. За спинкой заднего сиденья обнаруживаю трос, ну как трос, ленту похожую на трос. Пытаюсь крышкой от кастрюли выгребать песок из под колес…бесполезное мученье…кто хоть рас копал в мелком песке, понимает, что за сложное это занятие. Черный дым и рык за камнями извещает мне о приближающемся спасении. Черный ржавый джип выдергивает меня, совершенно не задумываясь. Обыденная ситуация в этом кемпинге. Водитель, маленький чилиец, не спешит уезжать , пытаясь объяснить суровость данных мест. «Соламенте кватро ен кватро» (только 4х4, по-испански) многозначительно произносит спаситель. Узнав, что я русский, произносит «ла ниве» (снег, по-испански), показывает характерный жест «поежится» и уезжает. Суровость в северном Чили – это жара и песок. Ну и острые колючки кактусов.
Шум моря, палатка, костер и …пикап Хайлакс на пляже. Моя мальчишеская идиллия.
Впереди нас ждала пустыня Атакама.
Что бы от океана добраться до Атакамы – нужно подняться на плато, на высоту около 2500 м над уровнем моря. Некоторые метеостанции в районе Антофагасты НИКОГДА не регистрировали осадков! Можете себе представить! Некоторые фиксируют лишь 1 мм осадков в год! Здесь обнаружены мумии древнее египетских! Здесь огромные залежи полезных ископаемых …
Три дня испытаний людей и техники. Но я-то в пикапе. Расчет – 10 литров воды на человека, я загружаю в Хайлакс еще 20 пятилитровых баклажек воды, привязываю их сверху тента и словно навьюченный верблюд начинаю долгий и изнурительный подъем в гору. Окна открыты (кондиционера нет), смотрю за приборами, коробка МКПП помогает выбрать нужную передачу, я не спешу, на встречу то и дело попадаются огромные самосвалы занятые здесь на различных шахтах и рудниках. Каждую колонну грузовиков обязательно сопровождает машина конвоя, и она в 100% случаев пикап и в 90% красного цвета. В каждом пикапе-техничке установлены рация, желтая проблесковая люстра, большой компрессор в кузове, огромный огнетушитель и противооткатные упоры. Дабы оперативно прийти на помощь и остановить огромный груженый самосвал. Пыль стоит столбом, открытые окна здесь играют отрицательную роль, и я нежно вспоминаю конструкторов, которые придумали размещать кондиционер в автомобиле.
Наверное, шесть часов езды вверх, по щебенке, по приличному серпантину на груженом пикапе…даже стоя в пробке или двигаясь по асфальтному шоссе, я всегда посматриваю на показания панели приборов. Температура в норме. Никаких предупреждающих лампочек не загорелось. Расход вырос до 12л на сотню.
Дюны Атакамы Соляные озера Иду по солнцу Автопортрет загорелого мужчины
Пустыня Атакама.
Бескрайняя выезженное плато с огромным цирком гор вытягивающихся вверх практически до 7000 метров. Грунтовки проложены вдоль гор и по сухим руслам рек. Ученые выяснили, что в этих руслах не было воды уже более 120 000 лет. Периодически встречаются страшно-колючие кактусы всевозможных форм и размеров. Особенно эффектным выглядит кактус-канделябр высотой до 8 метров, чья форма знакома нам по мексиканским боевикам. Чтобы не пропадала остаточная порода и выработка из шахт, ее используют для отсыпки дорог. ОПАСНОСТЬ! Мы попали на одном таком свеженьком участке. Шесть колес мотоциклов из нашей группы и ТРИ колеса на пикапе за 5 км свежей отсыпки!
Две покрышки пикапа удалось спасти, запихнув в одну из них ВОСЕМЬ жгутиков…второе колесо порвалось о камни «на выброс», третье удалось залатать только в специальном сервисе, установив огромную заплатку.
На преодоление этого небольшого участка с горячим шиномонтажем на месте мы потратили 4 (четыре!) часа!!! Кстати, вы меня можете ругать за рекламу, но компрессор Беркут Р24 полетел со мной в Южную Америку и активно участвовал в полном цикле обслуживания мотоциклетных колес. Штатные мотокомпрессоры не давали нужного давления и мотопокрышки не садились на ободы колес. 24ка от Беркут решала все вопросы и новенькая злая мото-резина буквально «запрыгивала» на диск под создаваемым давлением воздуха.
Хочу заметить, что при наличии даже АТ резины на пикапе, количество проколов о камни можно было бы существенно сократить . Что доказывает необходимость замены шоссейной резины на более подходящую для путешествий. Учтите этот факт и выбирайте уверенность в дальней дороге с резиной крепче шоссейки.
Работа с МКПП не вызывает сложностей, ход педали сцепления и выбор передачи выстроены ровно и четко. Ночью старался не ездить, хотя штатные галогеновые фары довольно сносно освещали путь.
Дикие ночевки в пустыне всегда приключение. А представьте ночевку педантичных немцев на высоте 3800 метров, в условиях не очень хорошего самочувствия (высота), отсутствием душа и туалета…Универсальное походное меню – макароны с тушенкой, заходят в немецком коллективе «на ура»! Немцы готовят глинтвейн, так как дневная температура в +35, с заходом солнца превратилась в +10. Шикарные звезды заполнили небосвод. Если огни костра на пляже Тихого океана еще играли на бортах Тойоты Хайлакс, то сейчас, их покрывал толстый слой пыли и не давал никакого шанса на отражение. Все молча смотрели на бесконечное небо. Правило номер один, которое работает во всех пустынях мира: утром, прежде чем одеть обувь – вытряси из нее ночных гостей. Каждое утро педантичные немцы вытряхивали минимум двух черных скорпионов. Кстати, дважды путешествуя по Сахаре, неуклонно соблюдал это правило. Через три дня диких покатушек с ночевками в Атакаме, встречами с альпаками и викуньями, соляными высокогорными озерами и ледниками (мы посетили так же самый знаменитый и центральный город пустыни – Сан-Педро-Атакама), мы спустились снова к Тихому океану, уже рядом с перуанской границей. Спуск груженого пикапа Тойота Хайлакс на механике вообще не вызвал никаких вопросов, подоткнул первую передачу и, не пользуясь педалью тормоза, спустился вниз к Океану!
За пять дней чилийским сервис менам не удалось восстановить работоспособность немецкого буса. Проблема не решена! Гайки экологических норм в Чили закручены очень сильно, новая машина только «Евро 6», а если она коммерческая, то уже обязательно с мочевиной. Именно этот узел вышел из строя и компьютер не давал заводить машину.
Нам нужно было придумывать решение для того что бы двигаться дальше (но это уже совсем другая история). Я откатил Тойоту на стоянку прокатной конторы. Только контуры знакомого шильдика выступающие из под пыли и знакомый японский «разрез глаз» говорили что это Хайлакс. 1400 км за пять дней в очень непростых условиях. Пикап, пусть и задний привод, МКПП, штатная шоссейка и море, точнее – Пустыня Удовольствия. Совершенно не устал от штатных кресел, сцепления…насладился движением и очень сильно выручил команду скрупулёзных попутчиков-мотоциклистов, и наша команда осталась в изначальном графике! Дальше были Боливия и Перу, прокатный бус с водителем не имеющего лиценцию на перевозки людей и т.д. Автобус повисший над пропастью…Криминал в Куско…Дорога Смерти в Боливии…Мачу-Пикчу….Но это уже будет в другой моей истории!
Сквозь лобовое Сопровождение Скудная растительность Нереальный пейзаж
Неожиданно через полгода после возвращения из Южной Америки, история с тест-драйвом пикапа Тойота Хайлакс получила продолжение.
ТОЙОТА РОССИЯ предложила мне 10ти дневный тест флагмана пикапного ряда – максимально заряженную версию Тойоты Хайлакс в комплектации «Эксклюзив». 2,8 млн.рублей, кондиционер, отделка сидений перфорированной кожей, черный потолок и стойки крыши, хромированный вставки интерьера, магнитола с большим монитором и УСБ, камера заднего вида…полный привод и понижайка! В рамках своего проекта «Дольмены Черного моря» я сразу же сорвался на пикапе в сторону Геленджика. Это вам не на кондовом пикапе без кондея ехать по пыльному Чили! Это уже «вышак» и «премиум», можно даже девчонкам подмигивать в пробках!
Да, это тот же Хайлакс, что и в Чили, но совершенно другая машина. Мы с Виктором Вороновым, членом Команды ЛС78 загрузили в пикап походные вещи на 10 дней, вплоть до полного меню «Мои консервы», прихватили некоторые строительные материалы для друга, который обосновался в Мезмае и в первый же день теста, через 6 часов после получения автомобиля, аккуратно ехали по М4 в сторону Юга. Неприятный факт, который становится данностью современности – бесконечные временные камеры на треногах…мы не гонщики, но сам факт «частного заработка» наипростейшим образом печалит и обескураживает всех сознательных граждан.
Осень и Виктор Цвет настроения синий Идем 90 км/ч Дорога всегда в радость
Московский Хайлакс оборудован элегантной алюминиевой ролл-крышкой, которая закрывается на замок. Так же и задний борт отдельно запирается ключом, что очень порадовало. Конечно, кунг и только кунг, если вы рассматриваете машину для дальних поездок. Наличие кунга увеличивает в два раза объем сохранного груза. Никто не отменял тент, как я поступил в Чили, но для наших погодных условий, тент не панацея.
Безключевой доступ, запуск с кнопки, мерный рокот 2.8литрового дизельного мотора, мягкая голубая подсветка кнопок, очень современная и стильная панель приборов. Сразу понимаешь, что слово «Эксклюзив» для данной комплектации не просто слова. Водительское сидение имеет электронные регулировки и легко корректируется под две совершенно разные фигуры водителей. Полтора дня сквозь глубокую желтую осень, 1500 км и мы в Мезмае. Расход груженого пикапа (около 300 кг груза) колебался на уровне 8,5л на 100 км. Полный привод по схеме парт-тайм не позволяет двигаться по асфальту из-за повышенного износа резины, всю дорогу ехали на заднем, что совершенно не сказывалось на управлении большим автомобилем. Каждые 300 км менялись с Виктором и без усталости и какого-либо дискомфорта попали в позднее мезмайское лето. Разгрузили у друга полный кузов проводов, электрошкафов, защитных кофров и прочего. Все наши вещи (палатки, спальники, одежда, Огриль, пара тросов, компрессор Беркут и ящик с посудой и питанием) заняли около 60% кузова пикапа под крышкой. Общего веса вряд ли набралось 100 кг.
Атака осени Колхозник во фраке В осенней оправе Ну красотища же
Тут +25 градусов, серпантины, густой красивый лес. На пикапе установлена шоссейная резина и мы вместо езды по горам на новом лакированном пикапе выбираем пешие прогулки, посещаем водопады и Орлиную полку. Найдя несколько достаточно широких горных каменных грунтовок мы не удержались, и поехали по одному серпантину вверх, а потом вниз. Вот тут-то пикап оказался в своей стихии. Сравнивать пикап и седан не корректно, радиус разворота у рамного автомобиля больше. С опытом управления пикапом (а у меня его уже 400000 км) руление на сложных участках и резких поворотах горной дороге мы прошли все ровно и с задором. Солнышко сквозь иголки горных сосен грело нас и мы улыбались, вспоминая серость осень в городе.
Программа развития внутреннего туризма в действии: то ли и вправду народ загорелся узнать свою родину потщательнее, то ли просто отсутствие возможности «полететь в Турцию»…но народу на маршрутах в Мезмае прибавилось в разы…к большому сожалению, с количеством людей возросло и количество производимого этими людьми мусора. Запустили с Виктором флеш-моб #туристыпротивмусора и из каждого похода в лес возвращались с пакетами мусора. Пикап и в этом вопросе стал лучшим помощником, грязный мусор не нужно было класть в салон, он находил свое место в кузове (в салоне не пахнет, а кузов легко помыть). Лозунг «всегда кока-кола» легко можно переделать «везде кока-кола», количество разбросанного в лесу пластика печально поражает…
Орлиная полка Лужи У воды Ролл-крышка
Нагулявшись по теплому лесу и вдоволь налазившись по горам, отправились к морю и на первое испытание пикапа – Шаумянский перевал. Грунтовка с большими камнями щебенки, уклоны, резкие повороты, встречные грузовики, пыль столбом…все как в Чили! Один в один! Но с деревьями! Только сейчас у нас есть климат-контроль и салонный фильтр, они всю дорогу заботились о нашем здоровье. Работа АКПП при подъеме на перевал тоже не вызвала никаких вопросов, передачи переключаются незаметно и плавно, без ощутимых рывков и толчков, двигатель не выл – главный принцип спокойствия водителя. На спуске воспользовались выбором ручного переключения передач и не прогадали — не спалили тормоза.
При отсутствии загрузки кузова все пикапы обладают некой прыткостью из-за рессорного узла задней подвески. Хайлакс не стал исключением. Большинство Пикапклуба России, особенно в зимнее время, передвигается с минимальной загрузкой грузового отсека, дабы минимизировать амплитуду задней подвески.
Как же без лужи! Шаумянский перевал Взгляд сверху Лошади снаружи и внутри
Нашей целью был берег Черного моря и «разбросанные» вдоль береговой линии дольмены.
Меня не оставляет мысль снять документальный фильм на эту тему. Ищу единомышленников, технических партнеров и спонсоров для работ по данному проекту!
Первая поездка была больше ознакомительной. Сейчас в мире систематизировано более 30 000 дольменов . Эти каменные «домики» есть в Корее, Африке, Индии, Европе и даже на Сардинии (отчет по путешествию на этот остров на своем автомобиле я готовлю).
На нашем западном Кавказе известно около 3000 дольменов, которые по историческому и культурному наследию сравнимы со Стоунхенджем в Англии и являются ровесниками египетских пирамид. Более 200 лет историки и ученые пытаются разгадать тайну этих мегалитических сооружений. Первое упоминание о дольменах около реки Пшады принадлежит французскому этнографу Тетбу де Маринью, который ровно 200 лет назад (в 1818 году) описал их в своем дневнике. После публикации его трудов дольменами заинтересовался широкий научный круг. Дольмены Кавказа стали широко известны в Европе. Ученые нашей страны стали плотно изучать эти сооружения лишь 1964 году, отправляясь в регион с археологическими экспедициями.
Три дня мы меняли локации, переезжая от одной группы дольменов к другой.
Первый дольмен, кстати, спрятан в горах Мезмая, не пустил нас к себе. Долго плутали, заблудились, у нас с Виктором заболели головы, не работала навигация и мы были вынуждены вернуться назад. Вот тебе и первая тайна Дольменов. В разговорах с местными звучала такая версию, что некоторые Дольмены ограничивают посещения и как бы «прячутся» не только от туристов, но и от местных жителей, которые буквально проходят мимо них каждый день.
В горах Корма Обычное меню у моря Компрессор Беркут Р24
Серпантины и пробки на побережье переносились пикапом как настоящая мужская работа и нам показалось, что Хайлакс лично заинтересован разгадать тайну Дольменов. Лишь в последний день – неприступная для шоссейной резины каменная дорога на гору Нексис заставила нас долго подниматься к дольменам. Наш поход был вознагражден! Два дольмена без туристов на горе! А какой вид! Обязательно, в следующую познавательную экспедицию «Дольмены Черного моря» мы вернемся сюда на резине покрепче и преодолеем этот затяжной и крутой подъем на полном приводе, что бы два дня постоять лагерем в таком красивом и таинственном месте.
Каких только мифов не возникало вокруг дольменов. И что это дома для карликов, которые построили великаны. И платформы для взлета и посадки НЛО. И ритуальные комплексы для жертвоприношений… Самые взрослые дольмены датируются VI веком до н.э, а саммые юные – II веком до н.э. В долинах рек и на вершинах гор вырастали поражающие воображение усыпальницы, функционал которых был простым – сохранять тайну и прах древних жителей этих мест.
Дольмены имеют разные типы конструкций, но все без исключения накрыты одной типичной крышкой – большой каменной плитой и перед каждым дольменом обязательно выстлана каменная площадь. Разобраться в тонкости конструкции дольменов нацелен мой проект «Дольмены Черного моря».
Дольмен Еще дольмен Большой дольмен Разрушенный дольмен
Отдельным интересным вопросом стоит постройка дольменов. Т.к. материалы для стройки доставлялись их соседних регионов. Каменных плит такого состава и размера рядом с существующими дольменами обнаружить не удалось. Все «входы» дольменов всегда расположены вниз по склону. А вот дольмены на горе Нексис являются нетипичными. Около дольменов археологи находили украшения, посуду и даже латунные статуэтки различных животных. Внутри дольменов в большинстве случаев (очень много вскрыто дольменов в Абхазии) обнаруживают останки древних людей. Большинство дольменов не сохранили тайну до наших дней, они просто разграблены искателями сокровищ.
Историю дольменов и нас, современных жителей Планеты, разделяют более 5000 лет и очень сложно найти правильный и единственный верный ответ. Мы можем лишь строить гипотезы и догадки, выдвигать свои версии происходящим событиям. Кавказские дольмены остаются в центре внимания археологов всего мира. Но, спустя тысячелетия после их постройки, разгадать тайну дольменов вряд ли представиться возможным.
4000 лет Осень в горах Hilux на горных тропках В дороге
Прикоснувшись к истории, нагулявшись вдоволь на свежем воздухе приятной южной осенью и искупавшись в Черном море, мы потихоньку поехали домой.
Продолжаю искать единомышленников, технических партнеров и спонсоров для реализации проекта «Дольмены Черного моря».
Полный привод пикапа Тойота Хайлакс испытан, удобство кожаных сидений доказана, геометрическая проходимость тоже, блокировка заднего диференциала на каменистых дорожках около Джанхота и Прасковеевки не пригодилась. Компьютер показывал Расход топлива 8,5 литра на 100 км.
Отличная и практичная машина для путешествий. Грузи кузов необходимым снаряжением, устанавливай детское кресло, заправляй полный бак и вперед к приключениям! Пикаповодов бывших не бывает.
в дороге Дольмен на горе Нексис Озеро Сукко О-гриль всегда со мной
Честный пикап – честная эксплуатация. 1400 км в Чили за 5 дней в пустыне Атакама и 3800 км за 10 дней пути в горах Кавказа. Самая дешевая версия и премиум комплектация «Эксклюзив» Тойоты Хайлюкс дают приятные визуальные и тактильные ощущения.
А новая хромированная решетка радиатора в московской машине в духе Такомы и Тунды добавляет стиля, черный салон говорит о практичности, а ценник сообщает нам, что это машина далеко не для фермера. Чилийская упрощенная версия выглядела бы на нашем автомобильном рынке более доступным вариантом для бизнеса, путешествий и жизни. Но, как мы все с вами понимаем, за удовольствия надо платить. А в данном случае все прозрачно и предельно ясно, за что именно.
Тойота Хайлакс – направления становятся дорогами!
Пикап – настоящий полноприводный друг мужчин! Не боится никакой работы и дальних странствий.
Теплый лес Черное море Скала Парус ЛЫСенко
Сергей Лысенко
www.ls78.ru
октябрь 2018
P.S. Отдельная благодарность владельцам гостевого дома «Горный воздух» в Дивноморском за помощь в размещении и теплый прием. РЕКОМЕНДУЮ!