Перед каждым выездом на Лендкрузере, а он у меня используется только для поездок на дальние расстояния (завел, выехал из дома, проехал 10-15ткм и вернулся домой, заглушил), я обязательно посещаю сервис.
Эта поездка не стала исключением.
Поменял масло на LUKOIL GENESIS ARMORTECH 5W40 для машин без DPF фильтра (это важно)
В общем, почему бы и снова нет.
Сервис выбрал по рекомендации, приняли как родного.
Собираться в зимнюю дорогу — не сложно.
Одежда сменная, теплая одежда, термос, инструменты, немного консервов, компрессор, газовый баллон и газовый гриль. И все. А да, запасные очки!
Теперь два слова о проекте.
Данная поездка происходит в рамках моего проекта БЕРЕГА ПЯТИ МОРЕЙ
Пробег, который по земле соединит берега Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей со старом и финишем в Москве. Увидеть ПЯТЬ морей за одну поездку, попробовать уникальную рыбу каждого моря, встретиться с добрыми людьми, посмотреть чем они живут и дышут.
Этнография чистой воды.
Освободилась неделя и я решил сделать разведку. И, забегая вперед, не пожалел.
Официальный хештег проекта — #go2berega
Очень понравилась дорога до Архангельска, твердая «пятерка».Хотя, периодически встречается колейность и ямы. Но на 35ый колесах моего Арктиктракса — не критично.
Расход 8-9 литров. Средняя скорость 100-110 км/ч
Этой зимой я переобулся в липучку Йоку G075. Лет 15 езжу на липучках, стиль вождения не агрессивный, без резких разгонов и торможений, а тем более непредсказуемых маневров. Характеристики фрикционных шин — мне подходят. Но, забегая вперед, участок Плесецк-Каргополь-Пудож пришлось идти на скорости 60км/ч, иначе выкидывало с трассы.
Купил пять покрышек, шесть не вытянул по цене.
А шипованная Нокиан в размере 315/70-17 стоит вообще запредельные 40.000 рублей за баллон. Это сейчас. И, говорят, что шины подорожают после нового года на 40%…
Уровень сервиса придорожного питания растет с каждым годом. Совсем задрипанные кафе позакрывались.
То тут то там появляются американские сети, а так же люди вкладывают в красивые здания с большими витринами, в которых кухни работают по высоким стандартам. Но и цены там выше.
По этому питался в кафе типа «У Маши», «У Руслана»… качество на 4+.
У меня есть чуйка на разбавленный суп, редко когда накормят неразбавленным. Но вкусный суп (ем в дороге солянку и салат из свеклы с чесноком) попадается все чаще! Везде уже принимают пластиковые карты, хотя, даже три года назад, в некоторых кафе расчет был только наличкой.
Я взял с собой литровую канистру, но за 8000 км — не пригодилась. Уровень масла оставался в норме.
Под Вельском работают мои знакомые — рубят бани и дома из зимнего леса. Не мог проехать просто так мимо, не виделись года четыре. Зарулил прямо на делянку. Температура минус 20, а водитель Харвестера работает в футболке и тапках. Вот уровень.
Артем (директор лесопилки) рассказал, что центральная дорога на делянке по которой вывозится лес называется МАГИСТРАЛЬНЫЙ ВОЛОК, а мелкие дороги, которые приходят к центральному — ПАСЕЧНЫЕ ВОЛОКИ.
Харвестер обслуживают каждые 500 моточасов, это три недели работы. Меняют масло в двигателе. Масло в гидросистеме (все привода на гидре) меняют каждые 1000 часов работы.
За пять смен этот чудо агрегат выполняет месячную норму бригады лесорубов из пяти человек. Стоит 80 млн рублей.
Кто хочет баню или дом из зимнего архангельского леса — пишите, я вам дам телефон Артема. Качество — топ!
Съемочная группа и я были одеты в термобелье NORVEG, только это и спасало от лютого мороза в -22 градуса!
На самой делянке сортируют древесину — для стройки, на дрова, фанерная и для отправки на заказ.
Ребята занимаются древесиной уже очень давно, это семейный бизнес. Я спросил, сколько они срубили срубов — не ответили, говорят «невозможно сосчитать».
Вспомнил историю из своего детства. Когда с папкой рыли колодец на заказ, я был внутри 12ого кольца и в силу своего возраста и «объема тела», был привязан веревкой и наполнял ведра песком, которые батя поднимал наверх. Так вот, даже в летний ясный день — с глубины колодца на небе видны звезды. Это не миф.
Бати нет уже 13 лет, а истории остались.
Конечно! Конечно, я встретился со своим давним другом, с которым ездил в Крымскую экспедицию в далеком 2008 году и на Мангышлак в 2009! Было много угощений, стол. Я ни тогда ни сейчас не употреблял алкоголь, пили вкусный сладкий чай. А я, без стеснений, налегал на икру 🙂
На Белом море — я был не в первый раз. Видел его открытым в начале зимы, ходил трижды на катерах летом…
Интересно, что можно их Москвы легко доехать до ПЯТИ морей (о чем я писал выше).
Исторически, это место называлось Поморьем и жили тут свободные люди — поморы.
Здесь никогда не было татаро-монгольского ига и крепостного права. Люди открытые, не боящиеся трудностей.
В сети много интересного видео о поморах и населенных пунктах, расположенных вдоль его берегов.
Странно, но я еще ни разу не доезжал до Мезени. Надеюсь, исправится уже в сезоне 2022.
Белое море богато семгой и треской. Кстати, местных так и называли «трескоедами», так как треска это единственная рыба, которую можно есть каждый день и она не надоедает. А на данный момент вылов дикой семги для местных, увы, запрещен.
Естественно, в одном из местных кафе была попробовала жареная треска с пюре. На море надо есть рыбу (с) ЛС78. Всегда, на любом море — РЫБА — основа меню!
Кстати, оффроад был под Вельском и на острове Ягры я не удержался и покатался по местным дорожкам.
Берег кишит рыбаками. Все на самодельных вездеходах. Кстати, провести тут дня четыре — можно собрать шикарный материал по конструкторским решениям для езды по льду и перевозке рыбачьего снаряжения.
Далее была непростая дорога до Каргополя через Плесецк. Состояние трассы от Онеги до Плесецка выяснить не удалось, не решился сунуться туда. Прошел по трассе обратно на Москву и свернул на Плесецк. Да, в Малых карелах был трижды, летом — обязательно буду ещё. В рамках этого автопробега не уложился по времени. Если вы не были — очень рекомендую Малые Карелы в семейном формате на целый день. У нас удивительная страна.
Дорога до Каргополя, как у всякого паломника, была непростой. Дикий гололед, температура упала до -25. Перед Каргополем даже вытянул Дядю Юру на Солярисе из кювета с помощью 30ти метрового троса.
Сам Каргополь — старинный тихий городок в очень интересном месте. Тут и знаменитый Кенозерский водораздел, и огромное количество старинных церквушек для посещения которых не хватит и двух недель. Ну, а летом — безумная природа (и комары! которые, если зазеваешься, просто утаскивают в лес). Вспоминая поездку ПОЛЯРНЫЙ ЭКСПРЕСС 2008, в компании Лени Немодного, в Каргополе было -35С (мы ездили на новогодние праздники). Я помню, что группа сняла два свободных номера и мы спали между кроватями на полу, так как всем не хватило коек, а посуточная аренда квартир была вообще недоступна.
Отчет о той далекой экспедиции доступен на моем личном сайте www.ls78.ru (жмите ссылку на отчет)
По моему мнению, проблема Каргополя и окрестных монастырей — отсутствие финансирования «из центра». Практически все церкви приписаны к музейному комплексу Российской Федерации и к бюджету церкви отношения не имеют. Нужно сделать «ход конем» и тут можно организовать огромный паломнический центр. И народ поедет, как едут в Сергиев-Посад, Дивеево и Оптину пустынь. Сразу прирастет сервис, будут рабочие места и т.д. Но кто меня спрашивает.
На посещение Ферапонтовой пустыни и Кенозерского монастыря, тоже не было времени (видел трижды). Вырывать неделю из рабочего графика для поездок — так себе занятие. Телефон и наличие интернета спасали и я двигался вперед. Озеро Лача знаменито своей рыбой. Еще 20 лет назад тут была невероятная рыбалка и мои знакомые ездили летом сюда, а осенью в Ахтубу. Интернет говорит, что в озере 30% рыбы всей Архангельской области! В этом озере водится знаменитый лачинский язь, которого поставляли к царскому столу! В меню местного кафе его не было, но щучьи котлеты …ну вы поняли! Кстати, переживаний по маслу не было. Опыт поездки на Кольский с прицепом на Лукойле — был положительным. Сейчас тоже без сомнений двигался вперед!
Пожалуй, самый сложный участок моего путешествия от моря до моря, от Белого до Балтики.
Кто знаком с неглавными карельскими дорогами, тому объяснять не нужно. А кто не знаком — это постоянная работа рулем и газ/тормоз. Карельские серпантины, ледяной накат, ночь и выскакивающие из леса лоси (два) и лиса (одна). Я на липучках не мог ехать быстрее 60 км/ч — машина начинала ехать боком и не управлялась. Наверное, на шипах я бы ехал чуть быстрее. Но я не гонщик, по этому, спокойно ехал сначала до Пудожа, а потом от Медвежьегорска до Петрозаводска.
Держите Чайный Лайфхак.
Берете хороший термос, покупаете специальные чайные мешочки для заварки и дома заранее готовите на всю поездку «подушки для мышей». Наволочки для мышиных подушек можете купить на известной китайской площадке. Я люблю турецкий чай, который доступен на продуктовых рынках (в супермаркетах не было). Часть мешочков набиваю черной заваркой, часть — травяной. Потом просто закидываю микс и завариваю.
Чай, обычно, завариваю с вечера. Хороший термос гарантированно держит сутки (у меня STANLEY), а мой даже 48 часов. Утром не нежно тратить на это время. В общем, хорошая подготовка — залог вкусного чая (и не только чая) в дороге!
Кофе в дороге пью редко, сильно быстро и много надо останавливаться. А с чаем хорошая история!
Как уж мне удалось договориться заехать на территорию ремпорта в городе…не спрашивайте. Но я заехал и даже посмотрел на советские «жабодавы» . Такие суда используются для переходов по Беломоро-Балтийскому каналу, имеют плоское дно. А вот моторного масла в двигателях от 10 до 20 тонн! Минералка, сухой картер.
Моя экскурсия была недолгой, в порт явился начальник над начальниками, и начальники (которые выдали мне разрешение), прислали злого человека, который матюками стал меня выгонять. Было интересно, но мало.
Заправив газовый баллон Hexagon Ragasco по 50р за литр (шок-цена)…отправился на доступный берег Онежского озера, свободный от застроек и шлагбаумов. А до этого в рыбном магазине купил свежего местного судака (и сам же его и разделал в магазине). С собой у меня, конечно же, был газовый гриль О-гриль, который я и расставил на берегу Онеги. Тишина, огни города, мороз около -15С, 20 минут и свежий судачок готов. Рецепти простой: куски рыбы обливаются маслом и обсыпаются солью, сверху дольку лимона, заворачиваются в двойную фольгу. 20 минут. И…ФОТОГРАФИЙ НЕТ! Надо объяснять почему? 🙂
Проведя две ночи в съемной квартире в Петрозаводске, выспавшись (постоянные переезды дают о себе знать), наевшись судака, я отправился к Балтике. Следующей точкой (даже финальной) у меня был Выборг — Финский залив, Балтийское море!
Я выбрал второстепенные дороги и не пожалел. Насладился пейзажами и самой дорогой, которую так люблю.
Кстати, прошла неделя с моего возвращения — ни одного штрафа.
На берегу Ладожского озера есть база-кемпинг ПРИЛАДОЖЬЕ, с ребятами знаком несколько лет и общаюсь в инстаграме.
Не смог проехать мимо!
Тут и кемпинг, и мотель, и шикарное кафе и возможность купить с собой местной рыбки.
Я заказал фирменный супчик лохикейто (финская уха на сливках с икрой) и пасту с форелью.
Хозяйство имеет свою рыбную ферму, выращивают озерную ладожскую форель. Форель горячего и холодного копчения, а так же малосольную, можно увезти домой. Но, предупреждаю, будете заказывать — берите в два раза больше. Так как, уже дома, раскрывая покупки, всегда все жалеют, что мало купил. В кафе сказали, что есть доставка, обязательно попробую!
Домой привез копченую рыбу, горячего копчения съели сразу, а вот холодного копчения и икру оставили на новогодний стол.
Далее была несложная дорога до Выборга. Немного попетляв в сторону Питера, я свернул на Выборг и проехал по неухоженным дорожкам до самого северо-восточного города нашей страны.
Визитная карточка города — крепость, основанная шведами в XIII веке. Только Петр первый дал приказ «выбить шведа» и приказ был исполнен.
Выборг — очень вкусный город для любителей тихих городов, наверное, с атмосферой Питера. Гулять по каменным мостовым лучше в теплое время. Сейчас холодно и сыро. Но не менее интересно!
Финский залив уже сковало льдом. Рыбаки аккуратно шагают по льду. Говорят, клюет. Улов показать отказываются.
Монастырская балтийская рыбка в одном из известных ресторанчиков Выборга в который сейчас можно попасть без предварительной брони столика (летом не попасть!) была превосходна.
Как говорится — ЗАКРЫЛ ГЕШТАЛЬТ по рыбам из всех водоемов по пути (Белое море, озеро Лача, Онежское озеро, Ладожское озеро, Балтийское море).
Испытав себя, свой автомобиль на зимних дорогах Карелии.
Испробовав трески и семги, щуки, окуня, форели и балтийской селедки, я вернулся домой.
Два моря в копилке! Белое и Балтийское! Кайф!
Обязательно пройду этот маршрут летом с добавкой еще из трех морей!
На одометре чуть меньше 8000км, а это значит, что неплохо бы сменить масло после поездке. Пробег-то подбирается к 200 тысячам км, масло стал менять каждые 7-8ткм. Берегу машину! Хочу пройти на моторе 500ткм! Без вмешательств! Получится ли?
Масло LUKOIL GENESIS ARMORTECH 5W40 справилось с возложенными на него задачами! Зачет!
Я люблю дорогу.
Но в данном путешествии мне не хватило «дикости», т.е. ночевок в палатке и, конечно, своей собаки, которая по здоровью не смогла отправится со мной.
декабрь 2021
Сергей Лысенко ЛС78
фотографии автора